Наш эксперт – хирург-уролог, доктор медицинских наук, профессор МГМСУ Айвар Файзулин.
Что за болезнь?
Гипоспадия – это порок развития полового члена, при котором наружное отверстие мочеиспускательного канала находится не на своем естественном месте, а сбоку или сверху, а иногда в мошонке или даже в промежности.
Формируется этот дефект в первые недели внутриутробного развития плода и встречается отнюдь не редко: раньше считалось, что в одном случае на 250–300 новорожденных, сейчас медики называют цифры – один случай на 150–200 новорожденных.
Мальчики, страдающие гипоспадией, испытывают большие неудобства: кому-то приходится мочиться сидя, у кого-то брызги постоянно попадают на одежду… Но главное – при этом заболевании мочеиспускательный канал (уретра) растет намного медленнее, чем половой член, что постепенно приводит к его искривлению. И если не провести хирургическое лечение, мальчик не сможет стать мужчиной.
Разные методы
Раньше гипоспадию у нас было принято оперировать после того, как ребенок подрастет. Эти операции по устаревшей ныне методике опасны своими осложнениями. От них не спасают ни опыт хирургов, ни точнейшие микрохирургические инструменты, ни современные шовные материалы, ни богатый арсенал антибиотиков. В результате дети иногда переносят до 18 хирургических вмешательств, которые устраняют все возникающие и возникающие осложнения.
В то время как во всем мире уже несколько десятилетий гипоспадию лечат, используя очень эффективную методику, которая при легких формах (а у 85% больных она именно легкая) дает только 1% осложнений. Для сравнения – при старом методе осложнения случались в 55–70% случаев. Даже в самых тяжелых случаях можно обойтись одной-двумя операциями. Сравните – две операции и восемнадцать!
Ювелирная работа
Важно | |
---|---|
Если вашему новорожденному сыну или внуку поставили диагноз «гипоспадия», обязательно в 6 месяцев покажите его урологу и вовремя прооперируйте малыша. Драгоценное время уже упущено? Не ждите, пока сын повзрослеет, ищите, где вы можете его прооперировать прямо сейчас. |
Проводят хирургическое вмешательство ребенку с 6 месяцев. В это время разница между длиной и шириной полового члена невелика (что очень важно для лечения), заживление идет быстрее, послеоперационный период протекает легче… Да и мальчик не осознает проблемы, не испытывает ни психологической травмы в связи со своим отличием от сверстников, ни страха и неудобства перед операцией в таком интимном месте.
Для создания уретры используют ткань препуция (кожного мешочка, закрывающего головку члена) или со спинки самого члена. Причем кожа берется вместе с сосудами, она получает питание и, значит, растет. При многоэтапных же операциях кожа оказывается отсеченной от сосудов, фактически «мертвой». Из-за этого возникают осложнения, а главное – рост, развитие становятся невозможны. Вот почему раньше мальчиков оперировали в 12–14 лет, когда половой член уже достигал размеров органа взрослого мужчины.
Мама рыдала от счастья
В России новую методику впервые стали использовать в московской детской клинической больнице имени Н. Ф. Филатова больше десяти лет назад, сейчас операции делают в некоторых крупных центрах. Однако до сих пор находятся урологи, которые советуют подождать, пока мальчикам исполнится 12 лет. И до сих пор в клиники привозят подростков, которых уролог консультировал больше 10 лет назад, и с тех пор родители их специалистам не показывали. А ведь этим детям давно можно было помочь!
Доктор Файзулин вспоминает своего пациента. Его оперировали уже 12 раз до того, как мальчик попал в его руки, при этом парень все еще продолжал мочиться из мошонки. Когда врачи пообещали ему, что вылечат после одной-единственной операции, он рассмеялся им в лицо. Несчастный мальчишка уже никому не верил. Но после этой операции он впервые за 13 лет пописал, как положено. Мама рыдала от счастья, а мальчик не переставал улыбаться.