Как возместить вред здоровью и получить компенсацию, рассказывает адвокат, учредитель коллегии адвокатов «Егоров и партнеры» Александр Егоров.
Любое хирургическое вмешательство, и в том числе удаление зуба, несет риск осложнений. К сожалению, ошибаются и врачи. Иногда зуб можно вылечить, а его удаляют. Бывает избрана неправильная тактика лечения, повлекшая осложнения, либо применены обезболивающие, от которых возникла аллергическая реакция. Иногда от неосторожных манипуляций повреждают соседний здоровый зуб. Перечень возможных проблем после удаления зуба немалый.
Какие документы необходимы?
Оказание медицинских услуг в частных и государственных муниципальных лечебных учреждениях регулируется одним и тем же законодательством. Соответственно, одинаковыми будут и правовые последствия оказания медицинских услуг ненадлежащего качества.
Чтобы быть уверенным, что после посещения дантиста вы не останетесь наедине с возможными осложнениями (они должны быть долечены, а вред после неудачного вмешательства — возмещен), надо обязательно заключить договор на медицинские услуги.
Если договора не будет, а клиника станет отрицать факт неудачного удаления зуба в её стенах, его придется доказывать. Это существенно усложнит процесс восстановления прав пациента и возмещения вреда.
Каждая стоматологическая клиника проходит лицензирование на соответствие требованиям закона, в ходе которого проверяются и формы договоров, заключаемых с пациентами.
Помимо договора на медицинские услуги, пациент подписывает также информированное добровольное согласие (это обязательный документ для осуществления врачебных манипуляций), согласие на обработку персональных данных. Документов может быть и больше. Но отсутствие любого из вышеперечисленных должно насторожить — это значит, что клиника нарушает закон.
Даже если вы годами лечитесь у одного и того же врача, доверяете ему, всё равно нужно подписывать договор и другие обязательные документы.
Следует отметить, что ни один грамотный врач не начнет проводить лечение без подписания соответствующих документов, наличие которых требует закон. Потому как в случае серьезных осложнений, для медицинских специалистов наступает и уголовная ответственность, которая может быть отягощена отсутствием необходимых документов.
Как возместить причнённый вред?
Итак, зуб удален, но есть осложнения. Договор на руках.
Права пациента — потребителя медицинских услуг прописаны в законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», который предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Это значит, что при наличии дефектов лечения необходимо обязательно направить в медицинское учреждение письменную претензию с описанием жалоб и требований об их устранении, установив срок для их удовлетворения.
Значительное число претензий стоматологические клиники стараются урегулировать без суда, так как штрафы за нарушение прав потребителей высоки, рынок медицинских услуг высококонкурентный и солидные клиники дорожат репутацией.
Законом не установлен какой-то ограничительный перечень осложнений. Поэтому в каждом случае, если пациент чувствует недомогание по результатам удаления зуба, свои права необходимо защищать.
Что вы вправе потребовать согласно ст. 29 закона «О защите прав потребителей», если возникли осложнения?
- Безвозмездно устранить недостатки, то есть провести лечение осложнений за счёт клиники.
- Уменьшить цену за лечение.
- Возместить расходы по лечению осложнений или устранению недостатков лечения в другой клинике.
Какой из приведенных способов восстановления своих нарушенных прав избрать — решать пациенту, исходя из конкретной ситуации и характера нарушений со стороны медицинской организации. Но в претензии необходимо это указать.
При этом рекомендую предпринять все меры для получения подтверждения обстоятельств, что услуги оказаны некачественно. Для этого нужно получить заключение независимого специалиста-медика, обладающего специальными познаниями и лицензией в области медицинской деятельности, о том, что услуги действительно оказаны некачественно, негативных последствий удаления можно было бы избежать или вообще обойтись без удаления.
Если стоматологическая клиника настроена разрешить спор мирным путем и согласна удовлетворить требования пациента по претензии, то получение такого заключения необязательно.
Если же клиника настаивает, что услуги оказаны качественно и наступившие негативные последствия никак не связаны с оказанными клиникой услугами, то без такого заключения не обойтись. Хотя законодательство не обязывает пациента получать его на досудебной стадии и уже в процессе судебного рассмотрения спора суд всегда назначает судебную медицинскую экспертизу. Однако перед обращением в суд необходимо установить перспективы разрешения дела, так как результат по спорам о качестве товара или услуг в суде зачастую зависит от того, каким будет мнение специалиста (эксперта).
Помимо указанных в статье 29 закона «О защите прав потребителей» требований, пациент вправе также заявить клинике все убытки, понесенные им в связи с некачественным оказанием ему услуг, неустойку за несвоевременное выполнение своих требований в размере 3% оплаченной пациентом цены или в большем размере, если таковой указан в договоре, моральный вред. Также предусмотрен штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если урегулировать претензии с клиникой не удалось мирным путем, для судебного дела все же рекомендую прибегнуть к помощи юриста. Несмотря на то, что значительное число споров по статистике судами разрешается в пользу пациентов, у клиники точно будет юрист, специализирующийся на медицинских спорах.