Как признаются пациенты, которых тяжёлые болезни лишили способности говорить, это обстоятельство пугало их даже больше, чем невозможность двигаться. Ведь именно речь делает человека человеком.
Наш эксперт – логопед неврологического отделения ГКБ № 1 им. Н. И. Пирогова Валентина Лукьянова.
При инсультах, нейродегенеративных и сосудистых заболеваниях головного мозга, особенно если пострадало левое полушарие, могут возникнуть трудности с речью.
С первых дней
Зачастую занятия возможны уже на второй день пребывания в больнице. Сигналом служит то, что больной понимает обращённую к нему речь и может выполнить простые инструкции: закрыть глаза, поднять руку. С этого момента реабилитация будет проходить ежедневно, вплоть до выписки. Но и потом занятия с логопедом нужно продолжать. Это можно делать в поликлинике, в реабилитационном центре (например, в центре речевой патологии), с частным специалистом на дому. Конечно, не любой логопед или нейропсихолог для этого подойдёт. Желательно, чтобы врач работал в неврологическом отделении больницы, имел за плечами курсы повышения квалификации. Наконец, очень важен человеческий контакт больного и логопеда. Хороший специалист всегда даёт те задания, которые у пациента получаются, ведь только успешная деятельность мотивирует заниматься дальше.
Такие разные расстройства
При ишемическом или геморрагическом инсульте клетки головного мозга полностью не восстанавливаются, но благодаря нейропластичности этого органа отдельные функции со временем возобновляются за счёт других незатронутых участков.
Речь у больных может пострадать по-разному. Иногда возникает дизартрия – нарушается произношение, и вместо слов получается «каша». Или появляется артикуляционная диспраксия, тогда слоги в словах пациент произвольно меняет местами, и понять этот «шифр» становится нелегко. Наконец, может развиться афазия – паралич речи, который имеет 6 разных видов. При этом расстройстве нарушается координация голосовых мышц либо ускользает логический смысл сложных речевых конструкций. Из-за поражения корковых структур страдает понимание слов и воспроизведение звуков. Также нередко нарушается слуховое восприятие речи, и тогда информация будет доходить до больного только в письменном виде.
Самая тяжёлая – сенсорная афазия, при которой речь пациента напоминает словесную «окрошку», а сам он не может понять речь других. В этом случае придётся заниматься тренировкой как речевых навыков, так и когнитивных функций. Работа начинается с простых заданий. Например, логопед просит больного показать на картинке тот или иной предмет, найти неправильно написанную букву. Потом задания усложняются: нужно убрать из группы слов лишнее по смыслу.
Афазия лишает пациента полноценной речи, хотя могут оставаться отдельные повторяющиеся фрагменты слов, так называемые речевые эмболы. Впрочем, логопеды предпочитают, чтобы пациенты совсем молчали, нежели произносили эмболы, которые придётся «разбивать». Эмбола «па-па-па» считается более простой, а «та-та-та» и «да-да-да» – сложными. Бывают и совсем странные эмболы. Например, одна пациентка говорила лишь два слова: «Я утка», – бесконечно повторяя их с разными интонациями. У логопедов есть специальные методики для борьбы с эмболами.
Как вернуть речь
Если пациент, впавший в речевой ступор, молчит, вначале требуется его «растормозить». Для этого логопед использует не только богатый арсенал речевых заданий, но и жестовую речь, другие методики.
Как правило, работа начинается с проговаривания гласных. Когда пациент их освоит, переходят к сочетанию букв (ау, уа, ай, ой, ай-ай и т. д.), затем к следующим, более сложным заданиям.
Нередко логопед на занятиях просит пациентов петь, читать стихи. Конечно, речь возвращается не сразу. Сначала возникает абрис слова, т. е. его узнаваемая часть, и это уже хороший симптом. Когда у больного появляются слова, можно переходить к формированию фразовой речи.
Логопедические методики
Автоматизированные речевые ряды. Логопед начинает речевой ряд, пациент продолжает его до конца: счёт от 0 до 10, дни недели, название месяцев года.
Жёсткий речевой контекст. Логопед начинает фразу: «Я купил легковую …», а пациент её заканчивает: «…машину». Или: «У девочки курносый …» – «…нос». Устойчивые конструкции помогают «вытолкнуть» речь из подсознания.
Чтение стихов. Произносить ритмизированную речь гораздо легче, чем прозу. Сначала идут лёгкие детские стихи, потом тексты усложняются.
Пение. За пение, в отличие от обычной речи, отвечает правое полушарие. Поэтому тем, кто не может говорить из-за поражения мозга с левой стороны, гораздо проще петь. Часто именно с песен логопед начинает растормаживать речь своих пока немых пациентов. Мелодия в песне не столь важна, главное – чёткий ритм. Так, песня «Катюша» помогла вернуть речь многим пациентам.
Мелкая моторика. Она отвечает за работу мозга, в частности, за речь. Есть упражнения, которые тренируют тонкие движения пальцев. Сначала собирают разбросанную на столе мелочь, переворачивают карты. Затем можно усложнить задания: накручивать гайку на болт, нанизывать бисер, брать мелкие предметы пинцетом.