Открытие сделали психологи из Мидлсекского университета в Лондоне. Они заявили, что могут объяснить причины гениальности отдельных выдающихся мастеров и непреходящую ценность их работ.
По версии ученых, именно такое заболевание, как дислексия, зачастую отличает художника-ремесленника от первоклассного мастера. Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Эта болезнь характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка и существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Также возникают нарушение понимания текста, дефицит читательского опыта и словаря. Болезнь поражает в среднем одного из 12 детей.
Визуально-пространственное восприятие
Психологи из Мидлсекского университета провели эксперимент, в котором принимали участие 41 человек. Мужчины и женщины подверглись тестированию, которое оценивало их визуально-пространственное восприятие. Дело в том, что это не только умение читать карты или правильно и быстро парковаться. Ощущение пространства часто имеет отношение к точной обработке 3D-информации, и соответственно к успеху в живописи и дизайне.
Эксперимент показал, что примерно половина подопытных были дислектиками, то есть на протяжении всей жизни испытывали трудности с распознанием слов, чтением и правописанием. При этом мужчины-дислектики справлялись лучше женщин с тестами, в которых надо было вспомнить поворот головы Королевы на почтовой марке и воспроизвести рисунок с цветными предметами. Также они быстрее и точнее прокладывали маршрут через «виртуальный город» в компьютерном задании. Женщины-дислектики никаких особенностей в пространственной ориентации не проявили.
Исследователи рассказали о своей работе в журнале Learning and Individual Differences в статье «Визуально-пространственное превосходство дислектиков: миф или реальность?».
Компенсация
По результатам исследования ученые сделали вывод, что дислектики компенсируют фонологические языковые проблемы развитием пространственного восприятия. «Кроме того, многие дислектики предпочитают решать проблемы в первую очередь головой, крепко все обдумывая, а не языком. Это развивает те необходимые черты, которые приводят к успеху в художественных, творческих профессиях», - говорит доктор Никола Брунсвик, ведущий автор работы.
Возможно, именно дислексия приводит пространственное восприятие к новому качеству. Отметим, что исследования на эту тему проводились и ранее. «В прежних работах в основном фигурировали тесты типа «Вот вам бумага и карандаш...», но разве так можно «измерить» реальные способности? А теперь мы имеем стопроцентные доказательства того, что мужчины-дислектики в этой области лучше», - рассказал доктор Брунсвик.
Болезнь или признак гениальности?
Дислексия принесла много житейских неприятностей самым известным художникам. В частности, от этой болезни страдали Леонардо Да Винчи, Пабло Пикассо, Роден и Энди Уорхол, пишет compulenta. Возможно, что именно дислексия сыграла основную роль в становлении великих изобретателей вроде Томаса Эдисона и ученых — например, Майкла Фарадея.
Кстати, Леонардо Да Винчи страдал еще и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, также он писал справа налево. А Пикассо, имевший серьезные проблемы с чтением, немало испытал от этого в школьные годы...
Но если выводы ученых верны, и дислексия, болезнь, от которой дети во время обучения страдают и чувствуют себя изгоями, является признаком таланта или каких-то возможностей в развитии ребенка, то это может открыть новый путь для обладателей этой болезни. В частности, это может изменить отношение родителей и педагогов к ним, и помочь ребенку развивать присущие ему способности и таланты более эффективно. Ведь ребенок с дислексией мыслит не словами и фразами, как большинство людей, а трехмерными образами. Основные свойства, характерные для дислектиков – это высокая степень осознанности окружающей обстановки, любопытство, развитая интуиция и проницательность. Такие дети думают и воспринимают действительность в многомерном представлении, используя все органы чувств, они могут воспринимать мысли как реальность и имеют яркое воображение.
Если эти способности не подавлены и не загублены воспитательным процессом, то они дадут в результате как минимум две характеристики: интеллект выше среднего уровня и высоко развитые творческие способности.