Какую дозу радиации получает каждый пассажир самолета?
Каждый авиапассажир во время полета получает дозу радиации. Облучение создают потоки протонов, электронов, мюонов и нейтронов — частиц, которые образуются при взаимодействии галактических космических лучей с атмосферой Земли.
Какое облучение получают авиапассажиры?
Условной единицей доз радиации является микрозиверт/час (мкЗв/час). 1000 микрозивертов — это 1 миллизиверт (мЗв/час).
Как рассказал «Московскому комсомольцу» заведующий лабораторией радиационной безопасности космических полетов Института медико-биологических проблем Российской академии наук Вячеслав Шуршаков, у земной поверхности человек получает дозу радиации, равную 0,1 мкЗв/час. Во время перелета на самолете эта доза возрастает в 30-40 раз.
При полете в средних широтах, в спокойных радиационных условиях доза за час полета на высоте 10 км составляет 3 мкЗв/час, отметил эксперт. В полетах по полярным орбитам, ближе к Северному или Южному полюсам, доза радиации выше на десятки процентов, чем в средних широтах. При этом, как отметил Шуршаков, уровень воздействия радиации растет пропорционально времени полета.
Для сравнения: обычный человек за год получает дозу 0,1 мЗв, столько же составляет доза, полученная во время рентгена грудной клетки. Такое же облучение пассажир может набрать примерно за 33 часа полета на самолете, пояснил ученый.
Аналогичные цифры ранее привел руководитель Центра космической погоды для нужд аэронавигации при Институте прикладной геофизики (Росгидромет) Вячеслав Буров. По его словам, пассажир авиарейса Москва-Париж подвергается воздействию радиации на уровне 300 мкР/час (микрорентген/час), что равняется 3 мкЗв/час.
Ученый отметил, что в полете человек получает дозу облучения в пять раз больше, чем в настоящее время фиксируется в Чернобыле (60 мкР/час — 0,6 мкЗв/час) и в три раза больше, чем присутствует в окрестностях Фукусимы (100 мкР/час — 1 мкЗв/час).
Также, как заявил Буров, доза облучения может быть намного больше, если оказаться в полете во время сильной вспышки на Солнце. Например, при перелете Москва-Ванкувер уровень воздействия радиации может достигнуть одного миллизиверта. В случае получения информации о таких крупных вспышках на Солнце авиакомпании принимают решение об отмене рейсов или изменении воздушных коридоров, добавил эксперт.
Чем вредна повышенная радиация?
По словам Вячеслава Шуршакова, повышенная радиация увеличивает риск развития онкологических заболеваний, появления катаракты, приводит к преждевременному старению организма. Конкретный ущерб здоровью зависит от величины избыточной дозы.
По мнению медиков, доза облучения на борту самолета не является критичной и не представляет особой опасности для пассажиров. В связи с этим не существует каких-либо специальных медицинских методик послеполетного восстановления.
Однако опасаться следует тем, кто летает много и часто: в их организме происходит накопление дозы облучения. А самую большую и вполне реальную опасность несет облучение в полете для экипажей воздушных судов. Исследования показали, что стюардессы со стажем более 15 лет на 30% чаще других женщин болеют раком молочных желез, а у пилотов, налетавших более 5000 часов, на 20-30% выше уровень заболеваемости раком крови, лейкемией и меланомой.
Применяются ли в самолетах средства защиты от радиации?
Ученый отметил, что в самолетах не предусмотрено никаких средств защиты от радиации. Корпус лайнера и его внутренняя обшивка практически не ослабляют радиационное воздействие на тех высотах, где проходит полет.
Вячеслав Буров также заявил, что от радиации в полете никак нельзя защититься. По его словам, энергия часто настолько мощная, что никакая бетонная стена от нее не спасет.
Источники: