Как я вас понимаю! Мой сын тоже в раннем детстве рыдал перед каждым процедурным кабинетом, а я ощущала свою полную педагогическую несостоятельность, потому что не могла уговорить его чуть-чуть потерпеть.
Но постепенно методом проб и ошибок я вывела несколько правил, которые очень облегчили нашу жизнь.
1. Я всегда подробно объясняю ребенку, что сейчас с ним будут делать в кабинете врача.
Ни уколы, ни обработка ран не больны настолько, чтобы эту боль нельзя было перетерпеть. Ребенок терпит не меньшую боль, когда в игре его царапает котенок, кусает щенок или когда он обрезает палец перочинным ножичком, который вы ему строго-настрого не велели брать. Но ведь он тогда не бежит к вам со слезами и жалобами, а тайком сам перевязывает палец, мажет йодом кошачьи царапины и продолжает играть. Значит, страшна не сама боль, страх вызывают неизвестность и ожидание боли.
2. Рассказывая о предстоящей процедуре, я не должна пугать ни словом, ни интонацией. Ребенку незачем чувствовать мою озабоченность.
Всем своим видом я даю понять, что и анализы крови, и уколы, и посещение зубного врача – дело житейское, все через это проходят и ничего необычного в этом нет. Я рассказываю смешные истории из своего больничного опыта, вспоминаю всех знакомых сыну мальчиков и девочек, которым довелось лежать в больнице, пришлось пройти через руки врачей травмпункта, вытерпеть серию уколов от пневмонии... И ведь все эти дети живы и здоровы, раны их затянулись, и все больничные злоключения позади...
3. Я избегаю натуралистических подробностей.
В 10 лет сыну надо было сдать кровь из вены. Я рассказала, что при этом анализе сначала иголочкой прокалывают кожу, это почти не больно, котенок царапает и то больнее, потом иголку вводят в вену, на вене нет болевых рецепторов, поэтому мы ничего не чувствуем.
– Много крови возьмут? – спросил сын.
Представив темную венозную кровь, от вида которой мне самой становится не по себе, я уклонилась от прямого ответа.
– Капельки крови будут рассматривать под микроскопом, в пробирке смешивать с разными химическими веществами, чтобы посмотреть на реакцию...
– Давай ты мне закроешь рукой глаза, чтобы я не видел, как берут кровь, – предложил сын.
– Давай, – с радостью согласилась я, удивляясь, что он нашел этот выход, а не я.
Во время процедуры я прикрыла сыну глаза рукой, и он даже не пикнул, но, увидев целую пробирку своей крови, был потрясен. Однако плакать было поздно, потому что пришло время обсуждать, какую награду он получит за смелость.
4. За смелость ребенок должен получить награду – это мое следующее правило.
Прочитав эти слова, вы, наверное, представили в виде награды карамельку «Чупа-чупс», шоколадку или что-то подобное, для ребенка желанное, но вообще-то неполезное? Ну почему же! Можно дарить и практичные вещи. Помню, за то, что сын не кричал, когда ему снимали швы (перед первым классом он порезал ногу, наступив на пляже на осколок бутылки), я купила ему прекрасную зубную щетку, как раз такую, какую в это время рекламировали по телевизору. Ребенок был счастлив!
Когда лет в девять сын поранил голову, он прорыдал добрый час, испугавшись кровищи, потом успокоился и стал охотно собираться в травмпункт. «Что купишь мне за смелость? Давай поторгуемся!» – объявил он. Вот нахал!
5. Если у вас не ранение, а плановый визит к врачу, которого ребенок очень боится, например визит к стоматологу, хорошо бы в первое посещение только познакомить малыша с доктором и его кабинетом.
Не все врачи возражают против такого развития событий, мудрые, те, кто видит, насколько проще работать со спокойным ребенком, обычно соглашаются.
Это правило я вывела случайно. У сына выпали молочные зубы, а постоянные резались вкривь и вкось. Нужна была помощь ортодонта. Преодолев немыслимое сопротивление, я приволокла ребенка к врачу. А в зубном кабинете мы увидели другого мальчика, как две капли воды похожего на маму-ортодонта. Оказалось, он тоже был первоклассником, как и мой сын, а в каникулы его не с кем было оставить дома. Пока мы проясняли с врачом тактику лечения, мальчики моментально подружились и занялись игрой: они поднимали-опускали друг друга на зубоврачебном кресле, включали бормашину, брызгались из шланга для промывания рта... Мы с ортодонтом еле прекратили это безудержное веселье.
– Когда мы еще сюда придем? – спросил сын, как только мы покинули кабинет. А ортодонт Людмила Николаевна стала его любимым врачом, ей он безропотно позволял даже подтачивать себе зубы. За возможность чуть-чуть покататься на кресле, конечно.
***
Все маленькие дети в какой-то период боятся врачей. Возбудимые, эмоциональные – дольше других. Но все малыши свои страхи когда-то да перерастают. Давайте смотреть в будущее с оптимизмом, коллеги-родители.