541

Владимир Вагнер: «Случайные люди в стоматологии не задерживаются»

«АиФ. Здоровье» № 6. Владимир Зельдин: «Необходимо состояние влюбленности в жизнь!» 05/02/2009

До тех пор, пока я не познакомилась с замечательным врачом – профессором, доктором медицинских наук, заместителем директора Центрального научно-исследовательского института стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, президентом Стоматологической ассоциации России Владимиром Вагнером.

Из кризиса – в кризис

– Владимир Давыдович, вы много ездите по стране. Как, по-вашему: насколько хорошо у нас организована стоматологическая помощь?

– В свое время России от Советского Союза досталась достаточно неплохо организованная стоматологическая служба. Практически в каждой школе, на каждом промышленном предприятии работали стоматологические кабинеты. Не оставались без внимания детские сады и комбинаты. Но в 90-е годы, когда людям не выдавали зарплату по полгода, когда в стране не было средств на медикаменты, на медицинское оборудование, стоматологическая служба стала переживать непростые времена. Спасибо тогдашним премьер-министру и министру здравоохранения, подписавшим постановление правительства и соответствующий приказ, который разрешал стоматологам (и только им) оказывать платные услуги населению. Благодаря этим документам наша служба тогда смогла выжить.

– Почему такие привилегии получили именно врачи-стоматологи?

– Потому что стоматология – это очень высокотехнологичная, затратная отрасль здравоохранения. Нам мало просто осмотреть больного, пощупать ему пульс. Мы должны посадить его в дорогое кресло, оборудованное дорогой бормашиной, и лечить дорогостоящими инструментами и материалами, в основном импортного производства. Государство средств на это не выделяло. Зарабатывая деньги на платном приеме, мы могли закупать на них материалы и медикаменты и для основного, бесплатного потока больных.

– А что сейчас?

– Сейчас, на мой взгляд, идет разрушение стоматологической службы, которое началось с приходом к власти Ельцина. И продолжается до сих пор. При этом в первую очередь пострадали самые незащищенные слои населения – дети и пожилые люди. За редким исключением, стоматологические кабинеты из школ исчезли. Ушло в прошлое и бесплатное протезирование пенсионеров. Сегодня они, по сути, брошены на произвол судьбы.   

Главное – профилактика

– Где же выход?

– Самый оптимальный вариант – государственную стоматологическую службу акционировать. Так, как это сделали в Татарстане, в Туле, Челябинске, Калининграде, где некоторые государственные поликлиники стали акционерными обществами. В них оказывают платную помощь, а за то, что поликлиника арендует помещение, принимают определенное количество бесплатных больных, по госзаказу. Пациенты от этого только выиграли. Ведь в платных кабинетах и кресла получше, и материалы. И уровень помощи высокий.

– А может, пойти по страховому пути?

– Этот принцип у нас, увы, не работает, хотя мы возлагали на медицинское страхование большие надежды. И первое время это действительно было подспорьем. Сегодня из бюджета в стоматологию деньги практически не идут, все отдано на откуп страховым компаниям. Они же и устанавливают тарифы и цены на стоматологические услуги, которые не покрывают тех расходов, которые несут лечебные учреждения (ЛПУ). Знаете, сколько стоит у нас по этим тарифам прием одного больного? 18 рублей. О каком качестве медицинской помощи здесь можно говорить? Разразившийся кризис лишь усугубил ситуацию. Мне каждый день поступает множество звонков от коллег из разных регионов. Вопрос один: что делать? Деньги в ЛПУ не поступают, а материалы дорожают. 

– И что делать в этой ситуации самим больным, как сохранить здоровье?

– Заниматься профилактикой. Так, в Скандинавских странах (Швеция, Финляндия, Норвегия), где программа профилактики идет четверть века, она уже дала свои плоды: больные, которые нуждаются в протезировании, там – большая редкость. Есть и другие пути. В том же Татарстане в течение 10 лет проводят фторирование молока, которое поставляется в детские комбинаты. Результат не заставил себя ждать: заболеваемость кариесом среди детей уменьшилась в два раза.

– Дети – хорошо. А что делать взрослым?

– Вовремя обращаться к стоматологам. Хотя бы раз в год. Это и финансово выгоднее. Так, если пломба при кариесе условно стоит одну тысячу рублей, то при пародонтите или пульпите потянет на все пять. Кстати, в частных клиниках эту проблему понимают и уделяют профилактике большое внимание.

Право на ошибку

– И нередко «раскручивают» пациента на неоправданные траты. Как этого избежать?

– Не надо идти в первую попавшуюся клинику. Прежде нужно узнать ее историю. Неплохой ориентир – мнение друзей и коллег. И, конечно, придя в нее, нужно поинтересоваться документацией. Особенно в Москве, где немало стоматологических клиник работают вообще без лицензии, в чем мне неоднократно приходилось убеждаться, выезжая по жалобам граждан вместе с представителями Росздравнадзора.

– А если все же неприятная ситуация произошла?

– Обратиться в суд. Или – в нашу Стоматологическую ассоциацию, при которой действует экспертный совет, имеющий филиалы в каждом субъекте Федерации. Объективные, авторитетные заключения ведущих специ­алистов-стоматологов не раз становились весомым аргументом в суде. Но есть, к сожалению, и обратный процесс – терроризм со стороны самих пациентов, которые меняют клиники, как перчатки, при этом умудряясь выманивать с них деньги.

– Управа на таких вымогателей есть?

– Была бы, если бы у нас в стране страховалась профессиональная ответственность врача, которая практикуется во многих странах мира. Так, в Израиле человек никогда не пойдет к стоматологу, который не застрахован от профессионального риска. Это все равно что ездить на машине без автокаско. Врач, как и любой человек, имеет право на ошибку: ведь одно и то же заболевание у разных людей может протекать по-разному. Главное – чтобы это не было преступной халатностью.

Профессия-праздник

– А может, проблема в том, что в стоматологию идет много случайных людей? Не секрет, что основной мотив при поступлении на стоматологические факультеты медицинских вузов – возможный приличный заработок в будущем?

– Эти разговоры я тоже слышу ... среди первокурсников, но почти не слышу их среди студентов пятых курсов. Потому что обучение стоматолога ничуть не легче, чем на лечебном факультете. Случайные люди в нашей профессии не задерживаются. К ним просто не будут идти пациенты. Хотя, конечно, кадровый вопрос у нас сегодня стоит очень остро. Специалистов не хватает. Катастрофически. Молодой врач нуждается в поддержке. Особенно на первых порах. Ведь для того, чтобы стать специалистом, ему нужно проработать не менее пяти лет.

– Наша стоматология сегодня на уровне?

– Мы не только не отстаем, но и во многом опережаем зарубежных коллег. Наших специалистов часто приглашают оперировать за границу, потому что лучше них с поставленной задачей никто не справится.

– Вы 40 лет в этой профессии. Она вам нравится?

– Безумно. Это моя жизнь. Говорят, самая нетерпимая боль – зубная. И когда я от нее человека освобождаю, вижу в его глазах такую благодарность, которую нигде не встретишь. И еще очень важно завоевать доверие пациента, для которого сам визит к стоматологу – испытание. Если это получается с первого раза, больший праздник трудно себе представить.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы