Только в прошлом году в автомобильных авариях у нас в стране погибли более 30 тысяч человек, что сопоставимо с населением небольшого города. Подавляющее большинство пострадавших – молодые люди. Неслучайно смертность от сочетанной травмы считается основной причиной ухода из жизни самой репродуктивной и работоспособной части нашего общества – женщин в возрасте до 35 лет и мужчин до 45. Что может противопоставить дорожному беспределу отечественная медицина?
Об этом – наша сегодняшняя беседа с заместителем главного врача по анестезиологии и реаниматологии ГКБ № 7 г. Москвы, доцентом кафедры анестезиологии и реаниматологии Российского научно-исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова, кандидатом медицинских наук Денисом Проценко.
Как на войне
Татьяна Гурьянова, «АиФ. Здоровье»: Денис Николаевич, недавно всю страну потрясла трагедия под Подольском, в которой погибли 18 человек и 64 получили ранения разной степени тяжести. Как, по-вашему, в этой ситуации сработали медики?
Денис Проценко: Очень оперативно, грамотно. И тот факт, что пострадавшие попали не в один стационар (где было бы проблематично справиться с таким количеством тяжелых пациентов), а госпитализированы в разные больницы (в том числе и в нашу), свидетельствует о том, что система оказания неотложной помощи больным с сочетанной травмой у нас в стране налажена достаточно хорошо.
В немалой степени этому способствовала стартовавшая в 2006 году федеральная программа «Повышение безопасности дорожного движения», отдельным пунктом в которой было выделено оказание неотложной медицинской помощи.
Т.Г. «АиФ. Здоровье»: Что она дала?
Д.П.: В первую очередь она привела к модернизации лечебных учреждений, благодаря чему в стационарах (в том числе и в нашем) появились современные компьютерные томографы, оборудование для магнитно-резонансной томографии, с помощью которых можно выявить повреждения головного мозга, внутренних органов в течение нескольких минут. И, в зависимости от полученных результатов, определить тактику интенсивной терапии и хирургического лечения пострадавших.
Т.Г. «АиФ. Здоровье»: Подходы к лечению таких больных как-то изменились?
Д.П.: Сегодня у нас в стране они не отличаются от тех, что есть в мире. Лечение больных с тяжелой сочетанной травмой – это командная работа. В обязательном порядке этими пациентами занимаются анестезиолог-реаниматолог, хирург, травматолог, нейрохирург. Дальше к этой команде подключаются врачи других специальностей в зависимости от характера полученных пациентом повреждений: уролог, сосудистый хирург, пульмонолог, кардиолог и т. д.
И, конечно, во главе угла при таких происшествиях должно быть соблюдение принципа «золотого часа». Чем быстрее больному будет оказана квалифицированная помощь, тем больше у него шансов на выживание, если полученная им травма совместима с жизнью.
Т.Г. «АиФ. Здоровье»: А может, имеет смысл создавать специальные отделения сочетанной травмы – так, как это существует во многих странах мира?
Д.П.: Думаю, в этом нет необходимости. С лечением таких больных в состоянии справиться в многопрофильных больницах, в которых представлено большинство хирургических разделов и где врачи обучены работать в команде. Многие стационары Москвы прошли в этом плане настоящую боевую подготовку. Вспомните Трансвааль, Дубровку, теракты в метро…
Новые вызовы
Т.Г. «АиФ. Здоровье»: И этот печальный список можно продолжить. Высокий уровень травматизма на российских дорогах ставит перед вашими коллегами все новые и новые вызовы. Достаточно сказать, что только в прошлом году у нас в стране произошло 203 597 дорожно-транспортных происшествий, что на 1,9% больше, чем годом ранее. Реанимационных коек хватает?
Д.П.: Их количество постоянно увеличивается. В нашем стационаре – с 85 до 103, на которых проходят курс интенсивной терапии самые разные больные: от новорожденных с массой 500 грамм до пациентов, перенесших инфаркт миокарда и инсульт в возрасте 85–90 лет.
Т.Г. «АиФ. Здоровье»: Негусто…
Д.П.: Смотря с чем сравнивать. Учитывая, что стоимость современного койкоместа в реанимационном отделении (со специальной кроватью, монитором, системой введения инфузии, интерального и парэнтерального питания, аппаратом искусственной вентиляции легких) и впрямь сопоставима со стоимостью дорогого автомобиля хай-класса, это неплохой результат.
Т.Г. «АиФ. Здоровье»: Насколько я знаю, вы углубленно занимаетесь проблемой септических осложнений у реанимационных больных. У пациентов с сочетанной травмой они часто встречаются?
Д.П.: Увы. Несмотря на появление новых технологий, новых подходов к антибиотикотерапии, к интенсивной терапии, умирает каждый третий такой пациент. Ведь сочетанная травма нередко связана с массивной кровопотерей, отеком мозга, дыхательной недостаточностью, травматическим шоком и другими критическими состояниями. А если речь идет о травме кишечника с обсеменением брюшной полости, тяжелой черепно-мозговой травме с переломом основания черепа, создаются все условия для присоединения инфекции. Не говоря уже о том, что любая травма, а также применение таких жизнеспасающих инвазивных (с проникновением в органы и ткани. – Ред.) технологий, как катетеризация вены, интубация трахеи и т. д., приводит к снижению защитных свойств организма.
Нельзя сбрасывать со счетов и эндогенные очаги инфекции, когда даже наличие одного кариозного зуба у больного может обернуться худшим заживлением ран, более длительным его пребыванием в реанимации и развитием сепсиса.
Трудная победа
Т.Г. «АиФ. Здоровье»: Нашим врачам удается с такими ситуациями справляться?
Д.П.: Да. Не буду хвастаться, но то, что сделано за последние 15 лет в этой области в российских больницах, в том числе и в стенах нашего стационара, позволило снизить летальность больных с сочетанной травмой с 40 до 28%.
Т.Г. «АиФ. Здоровье»: За счет чего?
Д.П.: Что-то одно тут выделить сложно. Сыграло свою роль и внедрение новых стандартов лечения, и постоянное обучение врачей навыкам командной работы, и улучшение нутритивной (питательной. – Ред.) поддержки таких больных…
Т.Г. «АиФ. Здоровье»: Питательной?
Д.П.: Да-да, не удивляйтесь! Полноценное и сбалансированное клиническое питание при тяжелых сочетанных травмах уменьшает риск развития гнойно-септических осложнений (таких как пневмония, катетерассоциированные инфекции, пролежни) в 3 раза, а значит, многократно увеличивает шансы на спасение жизни пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
К тому же, выбирая ту или иную схему нутритивной поддержки больного, можно моделировать и иммунный ответ его организма на тяжелую травму, сэкономив на дорогостоящих антибиотиках, перевязочных материалах, повторных операциях. И во многих лечебных учреждениях это уже понимают, включают энтеральное питание в обязательную программу интенсивной терапии таких пациентов, что тут же отражается на результатах лечения.
Т.Г. «АиФ. Здоровье»: Кстати, о результатах. Как чувствуют себя пострадавшие в ДТП под Подольском, поступившие в ваш стационар?
Д.П.: Они уже переведены из отделения реанимации в профильные отделения. Сейчас с ними работают психологи из городских служб. Многим из пострадавших предстоит длительная реабилитация. Но их жизни уже ничего не угрожает. И это – самое главное.