Сплошные «но»
В начале 1990-х годов путь ОМС (обязательного медицинского страхования) казался оптимальным для перехода от социалистического к рыночному здравоохранению.
Как и в большинстве развитых стран, медицина должна была финансироваться из страховых фондов, в которые перечисляют средства работодатели (за работающих) и субъекты федерации (за нетрудоспособное население). По сути, так и происходит, но денег все равно катастрофически не хватает, и лечение по полису ОМС часто недостаточно.
«Дело в том, что набор медицинских услуг, включенных в стандарты ОМС, очень часто не соответствует реальным потребностям пациента, – объясняет врач-терапевт Илья Рапопорт. – Поэтому многие необходимые обследования, являющиеся совершенно рутинными за рубежом, у нас провести по ОМС либо нельзя, либо очередь на их проведение составляет месяцы».
При этом частные клиники допускаются к обслуживанию пациентов с полисами ОМС крайне неохотно, то есть пройти в негосударственном лечебном учреждении процедуры, предусмотренные системой обязательного страхования, практически невозможно. Не идут на это и сами «частники»: выплаты по ОМС не только ниже их тарифов, но и часто задерживаются.
Подводные камни
Казалось бы, в такой ситуации одним из очевидных выходов является добровольное медицинское страхование (ДМС). Однако даже наличие полиса не всегда гарантирует качественную медицинскую помощь. «На прошлой работе, в одной из крупных компаний, в соцпакет входил полис ДМС, – рассказывает москвичка Маргарита Тимонина. – Однако на деле по этому полису принимал только один врач «широкого профиля», представляющий страховую компанию».
Такие случаи происходят довольно часто. На сегодня в России добровольная медстраховка обычно предоставляется работодателем как часть соцпакета. Но такая лояльность бизнеса по отношению к работникам часто оборачивается неквалифицированной медпомощью при наступлении страхового случая. В то же время физические лица крайне редко покупают полис ДМС.
«Из-за того, что система добровольного медицинского страхования развивается так медленно, страдают в первую очередь простые граждане, – поясняет генеральный директор одной из страховых компаний Дмитрий Бирюков. – Как правило, полисы своим сотрудникам покупают крупные компании, для которых наличие ДМС у сотрудников – конкурентное преимущество при найме квалифицированных специалистов. И с этими компаниями страховщики готовы работать. Но если за полисом приходит просто человек, физическое лицо, его очень неохотно страхуют».
«Развод» на деньги
После неудачного опыта получения услуг как по полису ОМС, так и по полису ДМС многие переходят на оплачиваемую медицинскую помощь. Однако, как считают эксперты, этот вариант еще хуже.
«Нет гарантии, что те платные процедуры и обследования, которые назначают в частной или государственной клинике, вам действительно нужны, – объясняет Дмитрий Бирюков. – Таким образом, вы можете нецелевым образом израсходовать свой «лечебный бюджет» без получения действительно необходимой помощи». Другими словами, если врач захочет назначить ненужные, но дорогие процедуры, вы просто не сможете заподозрить подвох.
Согласно Стратегии развития страхового рынка, рассчитанной на восемь лет, которая разработана Министерством финансов, в России планируется плавный переход от обязательных видов страхования к добровольным. Поэтому, скорее всего, ДМС рано или поздно станет более распространенным.
Однако на данном этапе говорить о широком распространении ДМС рано. Скорее всего, пока системы ОМС и ДМС будут дополнять друг друга.