Побочные эффекты, неудовлетворительный результат, личная непереносимость превращают покупку лекарственных препаратов в настоящее испытание. Вот почему мы постоянно руководствуемся мнением врачей, опытом своих знакомых и «громкостью» бренда. Под их влиянием нам проще сделать выбор правильных, на наш взгляд, средств.
Однако из общего списка выпадает ещё одна важная составляющая — производитель — главный поставщик лекарственных препаратов на рынок. Оказалось, что их репутация — это последнее на что обращает внимание потребитель. Как показал опрос, доверие к ним постоянно падает из-за несоответствия саморекламы компаний и их конечными продуктами, поэтому только за последний год производители потеряли ещё 36% покупателей. Тем не менее, от производителя во многом зависит не только качество, но и цена препаратов.
Дело в том, что разработка каждого лекарства сопряжена с длительными исследованиями. Когда оно готово, компания получает патентную защиту на его производство, поэтому может диктовать свои цены. Но после окончания патента выпускать аналогичные лекарства (генерики или дженерики) может уже любая фармкомпания. Опираясь на готовые исследования и составы, она способна производить столь же действенные препараты, но по более низкой цене.
Все дженерики имеют одинаковое активное вещество с оригиналом — МНН (международное непатентованное название). К примеру, в препаратах от аллергии «Зиртек», «Зодак» и «Летизен» содержится МНН цетирезин, но цена у них при этом разная: 230,87 руб., 122,50 руб. и 96 руб. соответственно. То есть существует множество лекарств с одинаковым лечебным эффектом, которые отличает только стоимость, а это значит, что необязательно покупать в аптеке самое дорогое средство, предложенное провизором. Достаточно попросить его назвать все имеющиеся препараты с нужным МНН и выбрать подходящее по цене. Что же останавливает нас от этого шага?
Препятствием для покупки дженериков является как раз недоверие покупателей к фармкомпаниям, о чем писалось выше. Опасения связаны и с заблуждениями потребителей, мол, качество у аналогов ниже, чем у оригиналов. Однако это не так: производители лекарств обязаны подтверждать, что их продукция столь же эффективна и безопасна, как патентные препараты. Конечно, не обходится без «серых» схем, поэтому важно ориентироваться на продукцию компаний, имеющих хорошую репутацию. Таким доверием, по данным опроса терапевтов, онкологов, кардиологов, психиатров и других врачей тринадцати российских городов, пользуются крупные западные производители, присутствующие на российском рынке. К примеру, израильская компания Teva, известная на весь мир выпуском дженериков, работает в нашей стране с 1995 года. Она давно доказала, что её препараты обладают высоким качеством и при этом остаются доступными.
Ещё одна причина, по которой пора присмотреться к дженерикам и их производителям — это надвигающаяся «революция» в фармакологии: в ближайшие три года истекут патенты многих известных на сегодня лекарств, и компании смогут начать выпуск дженериков. Ожидается, что аналоговые препараты заполонят аптеки уже в 2014 году.
Но стоит ли их бояться? Нет. Нужно всего лишь обращать внимание на МНН и репутацию производителя. Тогда вся семья будет в безопасности.