Примерное время чтения: 7 минут
3661

Защищай свои права! Куда, как и на что могут жаловаться пациенты

«АиФ. Здоровье» № 41. Работа дольше 8 часов в день приводит к болезням сердца 11/10/2012

Сегодня на самые интересные из них отвечают опытные медицинские юристы и специалисты по защите прав пациентов.

Идите к главврачу!

Как быть, если врачи требуют деньги за операцию?

Илья, Нижний Тагил

Отвечает почетный президент общества специалистов доказательной медицины, доктор медицинских наук Кирилл Данишевский:

– Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» впервые разрешил ограниченное оказание платных медуслуг в государственных учреждениях здравоохранения. До конца 2012 года Минздрав планирует разработать правила оказания таких услуг. Однако, в соответствии с тем же законом, платно будет оказываться лишь ограниченный набор нежизнеспасающих услуг, являющихся «дополнительными», или сервисными.

И хотя определение дополнительных услуг в медицине представляется затруднительным, хирургическая операция, при наличии показаний, не может считаться дополнительной или сервисной услугой ни при каких условиях. Совет один: столкнувшись с подобной ситуацией, жалуйтесь главному врачу лечебного учреждения. Желательно в письменной форме. Думаю, на этом инцидент будет исчерпан.

Страховка позволяет

Можно ли лечиться по полису ОМС в частных клиниках?

Мария, Санкт-Петербург

Отвечает директор Финансово-экономического департамента Минздрава России Наталья Хорова:

– Можно, если эта частная клиника включена в реестр медицинских организаций, работающих в системе ОМС. Реестры медицинских организаций ведутся территориальными фондами обязательного медицинского страхования, размещаются в обязательном порядке на их официальных сайтах в сети Интернет. В реестрах представлены наименования, адреса медицинских организаций и перечни услуг, оказываемых этими медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

«Разбор полетов»

Кому жаловаться в страховой компании на качество медицинской помощи? Как это сделать технически и сколько времени уходит на «разбор полетов»? На что в случае признания ошибки медиков может рассчитывать пациент?

Евдокия, Оренбург

Отвечает президент Национального агентства безопасности пациентов, член Общественного совета при Росздравнадзоре, директор Дирекции прав застрахованных и экспертизы качества медицинской помощи страховой компании «Росгосстрах-Медицина» Алексей Старченко:

– Обращение следует подавать письменно, указав обстоятельства дела и приложив, к примеру, копии чеков на оплату лекарств, на имя директора страховой компании или ее филиала. Обычно вопросы экспертизы занимают 2–3 месяца. Если выводы эксперта страховой компании не устроят учреждение здравоохранения, оно может подать претензию в территориальный фонд ОМС, что отложит окончательное решение по жалобе пациента еще на 1–2 месяца.

В случае доказанного дефекта медицинской помощи пациенту будет предоставлен акт, с которым он вправе обратиться в суд за компенсацией материального и морального вреда. При этом страховая компания по просьбе пациента должна помочь ему составить исковое заявление и оказывать ему содействие в защите его прав в суде.

Не забирают? Требуйте!

Что делать, если не забирает «скорая»?

Евгений, Сыктывкар

Отвечает президент Лиги защитников пациентов, член Экспертного совета при Правительстве РФ Александр Саверский:

– Еще несколько лет назад на сотрудников службы «03» поступало множество жалоб: то едут к месту вызова долго, то деньги за госпитализацию требуют, хамят. Благодаря мерам, предпринятым в рамках национального проекта «Здоровье», подобных жалоб стало меньше, а те, что поступают, чаще всего касаются таких ошибок оказания медицинской помощи, как недооценка тяжести состояния больного, неверно поставленный диагноз, но это уже, скорее, вопросы квалификации приехавшего по вызову врача, нежели организационные и финансовые проблемы.

И все же, если врач «скорой», на ваш взгляд, ведет себя неадекватно, если отказывается везти вас в больницу, а вы понимаете, что ситуация этого требует, попросите врача представиться, запишите номер наряда и номер автомобиля. Попросите письменный отказ в госпитализации. Напомните о том, что врачу за это придется отвечать по ст. 124 УК РФ – «Неоказание помощи больному» или по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности». Информируйте о своем состоянии близких людей. Помните, что требование каких-либо документов (полиса ОМС и даже паспорта) в экстренной ситуации неправомерно.

Если ситуация не меняется, звоните диспетчеру «скорой» («03») и в вежливой форме четко объясняйте ему сложившуюся ситуацию. Если правда на вашей стороне, к вам направят другую бригаду или вразумят уже прибывшего к вам врача. Можно также позвонить на горячую линию Департамента здравоохранения (такие линии существуют во многих городах России).

Дай только срок…

Долго сидел в очереди. Есть ли нормы на прием одного пациента в поликлинике?

Анатолий, Псков

Отвечает доцент юридического факультета СПбГУ, кандидат юридических наук Наталия Ковалевская:

– Продолжительность ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, может быть своя в каждом субъекте Российской Федерации. Это обусловлено тем, что в настоящее время уровни оснащения и обеспеченности кадрами медицинских организаций на различных территориях существенно разнятся.

При этом в ряде территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлены не только эти сроки, но и максимальное время ожидания приема лечащего врача в поликлинике, время ожидания медицинского работника для оказания медицинской помощи или медицинских услуг на дому и так далее.

О конкретных сроках ожидания медицинской помощи вы вправе поинтересоваться в медицинской организации, которая ее предоставляет. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязаны предоставлять пациентам полную информацию о порядке, объеме и условиях ее оказания.

Выбор есть?

Дает ли новый полис право выбора поликлиники? Меня моя районная давно не устраивает.

Татьяна, Владимирская обл.

Отвечает юрисконсульт АНО «Проект СО-действие» Антон Радус:

– Выбор медицинской организации осуществляется в соответствии со ст. 21 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Приказом Минздравсоцразвития от 26 апреля 2012 года № 406н утвержден порядок выбора медицинской организации в пределах территории одного субъекта РФ, включая перечень необходимых документов.

Осуществить право на выбор медицинской организации и врача можно один раз в год или чаще в случае смены места жительства (прописки) или временного пребывания (временной регистрации). Распространяется это в первую очередь на выбор организаций первичной медико-санитарной помощи, в частности, поликлиник.

Для того чтобы поменять поликлинику, нужно обратиться к главному врачу вновь выбранной вами поликлиники с письменным заявлением. Также необходимо предъявить паспорт и медицинский полис.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы