Под «вот-вот» чаще всего подразумевали апрель 2012-го. Я его дождалась и решила проверить «на собственном полисе», как заработала долгожданная услуга.
Первые телерепортажи из поликлиник, подключённых к ЕМИАС (Единой медицинской информационно-аналитической системе), напоминали восторженные телеочерки о полёте Гагарина в космос. Бодрые бабушки и дедушки разве что не в скафандрах, уверенно щурясь, подходили к инфоматам (это такие специальные терминалы для записи к врачам), уверенно тыкали пальцами в экраны, ловко распечатывали талончики записи и говорили в телекамеры: «Ещё недавно, чтобы записать жену (мужа) на приём к кардиологу, я вставал (-а) в 5 часов утра. Теперь прихожу, когда мне удобно». И ведь дейстительно, удобно. Вместо того чтобы выдирать друг у друга обветшалую книгу записи, украдкой зачёркивать «конкурентов» и вырывать страницы, можно записаться к неуловимому урологу или прямо из дома - по телефону или Интернету, или в холле своей поликлиники через уже упомянутые инфоматы.
И в очередях к специалистам спокойнее - никто не вопит: «Что вы врёте и прёте, женщина, это я на 10 утра записан!», у всех на руках компьютерные талончики с чётким временем приёма. Теоретически удобно, а как практически?
Звоните через... год
Звоню по единому номеру записи в поликлиники (495) 539-30-00. Настраиваюсь на многочасовое «занято», но вот оно, первое чудо - телефон многоканальный, и мне отвечают немедленно. Второе чудо - он круглосуточный. Третье - разговаривают приветливо и вежливо, что, согласитесь, нехарактерно при записи в поликлиники. Но, увы, на этом чудеса заканчиваются. Прошу записать меня в мою районную поликлинику к невропатологу - но это невозможно. Оказывается, моя поликлиника, несмотря на относительную «центральность» (Савёловский район), к услуге электронной записи до сих пор ещё не подключена. Я не сдаюсь - включаю компьютер и захожу на портал pgu.mos.ru.
Плашка «Электронная запись к врачу» - на самом верху. Это удобно. Неудобно, что приходится проходить довольно муторную процедуру регистрации. Не представляю, как основные клиенты поликлиник - бабушки и дедушки - не запутаются. Мне кажется, что этот процесс надо максимально упростить с учётом возраста основного контингента - или создатели заранее рассчитывали на то, что за московских бабушек и дедушек все «компьютерные дела» будут делать дети и внуки? А как же «повальная компьютеризация» населения? А если дети на работе, внуки в школе, а тебе срочно нужно к аллергологу? Впрочем, после регистрации всё уже гораздо проще - вводишь данные своего медицинского полиса, находишь свою поликлинику, и…
Свою поликлинику я не нахожу, поэтому пытаюсь записаться в соседнюю, № 20, она рядом, всего в остановке метро, и уже «электронизирована». Помню, когда видела телерепортаж о преимуществах электронной записи, там говорили, что «вскоре» можно будет записаться и в другую поликлинику - если твой районный специалист перегружен или ещё какие проблемы. Увы, фокус не проходит. С «савёловским» полисом проникнуть в «менделеевскую» поликлинику мне не удаётся - компьютер пишет «ошибка в базе данных». Иду в свою поликлинику, всё ещё надеясь, что обнаружу в холле вожделенные инфоматы. Увы, обнаруживаю только трёх дерущихся по старинке за книгу записи бабушек - и всё.
«Ой, не вижу, милок»
Отправляюсь в поликлинику № 20 - посмотреть и позавидовать. Вокруг двух инфоматов - плотное кольцо из бабушек. Внутри кольца - два молодца. Парни терпеливо объясняют пожилым женщинам, что «рано сосать валидол - запись можно легко отменить» и пр. Вот в холл смело врывается решительный дедушка и гордо пытается добыть из инфомата талончик самостоятельно. Старушки восторженно затихают, но… Но дедушка «ломается» на 3-м этапе: никак не может самостоятельно выбрать дату.
«Вообще-то у нас тут, знаете, какие пенсионеры-асы есть - Билл Гейтс нервно курит в сторонке, - рассказывает Иван Серёгин, «инфоматный консультант», студент 4-го курса архитектурного института. - Но большинство без нас не справляются. Хотя тут всё довольно легко - приложил медицинский полис или социальную карту, нашёл нужного специалиста, выбрал день и время - записался».
Невооружённым глазом видно, что бабушкам и дедушкам пока всё же не очень легко. Кто-то забыл дома очки и не видит, что ему высвечивает экран, у кого-то дрожат руки, и вместо «уролога» палец попадает в «кардиолога»…
Смотришь, как они отважно сражаются с техникой, - и сердце сжимается. Без консультантов они явно не смогут обходиться, так что убирать их «из-под инфоматов» нельзя.
Ещё одна проблема - в половине случаев при попытке записи компьютер выдаёт неутешительное «Запись к врачу на ближайшие 15 дней невозможна».
«Одна из задач электронной записи - как раз решить проблемы с нехваткой специалистов, - объясняют мне консультанты. - Занято всё у твоего невропатолога? Записываешься к «соседнему», свободному, в другую поликлинику. Представляете, как удобно? Система-то единая, главное, чтобы весь город в неё включился». Вот только когда ж это будет?
Как рассказал нам Константин Горохов, советник руководителя Департамента информационных технологий г. Москвы, к концу июня 2012 г. удалённая запись станет возможна в 360 клиниках Москвы. Это, конечно, здорово, только в Москве клиник, поликлиник, консультаций и пр. 800 (!). Если система электронной записи называется «единой», то почему не подключают всех сразу? «Чтобы не создавать в поликлиниках хаос», - ответили в департаменте.
Хаос, конечно, никому не нужен. Вот только у пенсионеров с каждым днём зрение всё хуже, им всё труднее вглядываться в инфоматы...