Об этом мы говорим с председателем правления Международной конфедерации обществ потребителей
Дмитрием Яниным.
Место для курения
«АиФ. Здоровье»: – Дмитрий Дмитриевич, насколько я знаю, курение в общественных местах у нас запрещено. Но я постоянно сталкиваюсь с тем, что в кафе курят. Даже не знаешь, где после походов по музеям покормить ребенка.
Д.Я.: – К сожалению, в России нет полного запрета на курение в закрытых помещениях. Закон устанавливает, что нельзя курить в ресторанах, кафе, барах, на рабочих местах, за исключением специально отведенных для курения мест. Никаких требований к этим местам законодатель не предъявил. Поэтому любой владелец ресторана может признать свой зал специально отведенным местом для курения. Законодатели посчитали, что бездымной средой у нас может быть только купе поезда, салон самолета во время перелета продолжительностью до трех часов, вагон метро, салоны общественного транспорта. Все остальные зоны у нас могут быть местами для курения. Даже родильный зал, если так решит главный врач роддома. А наказать за курение можно лишь, если человек закурит в купе поезда. Штраф составляет 100 рублей.
«АиФ. Здоровье»: – Но ведь мы подписали международный документ – Рамочную конвенцию по борьбе с табаком. Разве нас это не обязывает установить запрет на курение в общественных местах?
Д.Я.: – Обязывает. В 2008 году в апреле был подписан федеральный закон о присоединении к конвенции ВОЗ по борьбе с табаком, этот документ обязывает нас в течение 5 лет привести российское законодательство в соответствие с конвенцией. Пока не принят ни один акт, приближающий нашу страну к данному документу. Осталось чуть больше года. У нас есть очень серьезные сомнения, что за это время Россия полностью запретит рекламу табака, как это требует Конвенция, что Россия сможет принять законодательство, защищающее как права некурящих, так и здоровье всех граждан.
Ни для кого не секрет, что практически все законодательство, которое сейчас есть в России в части регулирования оборота табака, разрабатывалось табачными компаниями. Есть письменные документы, подтверждающие, как конкретные иностранные табачные компании вмешивались в законотворческий процесс в России, удаляя самые эффективные нормы, которые привели бы к снижению распространенности курения.
Подростковый гламур
«АиФ. Здоровье»: – В Турции на пачках сигарет размещены устрашающие картинки, которые показывают, к чему приводит курение. А у нас такие гламурные пачки, что они больше похожи на парфюмерные изделия… Будут ли у нас устрашающие картинки, как вы думаете?
Д.Я.: – Надеюсь, что будут. Впечатляющая картинка может кому-то помочь бросить курить. Или не начать. 85% курильщиков стали зависимыми в возрасте до 20 лет. 46% курильщиков начали курить в возрасте от 15 до 16 лет. Очевидно, что это результат маркетинга табачных компаний, которые создали миф о том, что курение – это социальный успех, это красивая жизнь. Они не направляют свою рекламу на 50‑летних потребителей, понимая, что, если человек не закурил до 25 лет, он не закурит никогда, потому что он уже осознанно подходит к своему здоровью и к своей жизни.
«АиФ. Здоровье»: – В некоторых странах табачные изделия не выкладываются в открытые витрины. Покупатель только называет марку сигарет, и продавец ему их выдает из закрытой витрины. Эта мера тоже рассчитана на молодежь?
Д.Я.: – Как только сигареты убирают в закрытые витрины, все эти стразы и бриллианты, стройные девочки и куколки на пачках становятся недоступны взглядам некурящих. Соответственно, снижается вероятность того, что ребенок, увидев на пачке знакомый силуэт Барби, захочет эти сигареты попробовать. Покурив раз, другой, подросток может стать никотинозависимым. И окажется на крючке у табачной компании. Именно поэтому всю эту красоту убирают в ящики, именно поэтому австралийцы с 12‑го года будут продавать сигареты в единой упаковке нейтрального бледно-оливкового цвета, которая не вызывает интереса и не бросается в глаза.
Думаю, что в ближайшие 10–15 лет целый ряд стран вообще выведут сигареты из открытой продажи, сделав этот товар рецептурным. Если человек прошел курс лечения, но не вылечился, он получит сигареты по рецепту и будет доживать жизнь, куря.
Медлительность Думы
«АиФ. Здоровье»: – Получается, что товары, вредные для здоровья, у нас открыто и, даже можно сказать, агрессивно рекламируются. В чьей компетенции запретить это?
Д.Я.: – В компетенции Госдумы. В Концепции по борьбе с табаком, одобренной правительством России в 2010 году, говорится, что нужно полностью запретить рекламу табака и спонсорство табачными компаниями. Дума пока ничего не сделала и не торопится делать в силу, видимо, своей заинтересованности в сотрудничестве с табачными компаниями.
Я считаю, что нашу неэффективную законодательную табачную политику можно объяснить только этим. Все прекрасно понимают ту демографическую яму, куда мы попали, все прекрасно понимают, какое влияние оказывает табак на продолжительность жизни, на российскую сверхсмертность: 400 тысяч преждевременных смертей ежегодно, вызванных курением. Но при этом законодатели не предпринимают шагов, которые были бы направлены на запрет рекламы, поднятие акцизов, на защиту прав некурящих, на повышение штрафов за нарушение запрета на курение в общественных местах… Все это делают другие страны, но не Россия.
Занимательная экономика
«АиФ. Здоровье»: – Многие боятся, что с повышением акцизов появится контрабандный рынок табака. Вы считаете, это реально?
Д.Я.: – Со следующего года налог вырастает на 2 рубля, сейчас акциз 7 рублей 20 копеек, будет – 9 рублей 20 копеек, это означает, что сигареты подорожают всего на 8–10%.
«АиФ. Здоровье»: – Почему Минфин не заинтересован сделать акциз выше, чтобы бюджет получил больше денег?
Д.Я.: – Я этого не понимаю. Мы можем посмотреть опыт новых членов ЕС. Сейчас минимальный акциз в ЕС – полтора евро с пачки, примерно 60 рублей. Страны три года последовательно повышали акцизы до этого уровня. И не было ни одного года, когда в той же Польше, например, бюджет проиграл из-за этого повышения. Повышался акциз – росли доходы бюджета.
Контрабанда связана не с уровнем цен, а с тем, насколько хорошо работает таможенная служба, с тем, как устроен рынок. У нас 200 тысяч точек по продаже табака, все они снабжаются продукцией шести табачных компаний через двух оптовиков. Владельцы этих двух оптовых компаний – успешные бизнесмены, долларовые миллиардеры. Зачем им участвовать в контрабанде? А без их помощи сигареты по стране не развезти, такой инфраструктуры для реализации контрабанды нет.
Вряд ли контрабанда в России когда-либо будет превышать 10% табачного рынка. Но, даже если она будет занимать 10%, а правительство приблизит табачные акцизы к европейским, доходы бюджета, по расчетам Российской экономической школы, в 6–7 раз превысят сегодняшние и приблизятся к 1 триллиону рублей. А это сумма, которая могла бы, например, обеспечить бесплатными лекарствами всех нуждающихся в стране. Это совершенно иной уровень финансирования здравоохранения, космический.
«АиФ. Здоровье»: – Раз уж мы заговорили об экономике. Я слышала такие рассуждения: предположим, россияне откажутся от курения и сигареты будут не нужны. Но тогда масса людей, которые сейчас трудятся на табачных плантациях и на табачных фабриках, потеряют работу. Хорошо ли это?
Д.Я.: – На табачных фабриках России работает порядка 15 тысяч человек. Это высококвалифицированные рабочие, которые легко смогут найти работу в пищевой промышленности. Табачных плантаций в России нет. Мы завозим сырье, поэтому наши фермеры не пострадают.
Иностранные табачные компании пришли к нам в начале 90‑х годов и убедили наших политиков, что, если бороться с курением, у нас станет больше пенсионеров и вырастет нагрузка на Пенсионный фонд. Да, и такие аргументы звучат: мы же хорошее дело делаем, мы вам снижаем нагрузку на Пенсионный фонд, радуйтесь, что у вас маленький коэффициент дожития после выхода на пенсию! Формально он 19 лет, но сколько мужчин у вас доживает до 79 лет?
Это античеловеческая политика, при этом она распространяется и на нынешних 13‑летних, которых втягивают в курение, чтобы они не дожили до пенсии. Все это прекрасно понимают, но закрывают на это глаза. А международные табачные компании получают здесь колоссальную прибыль на безбедную жизнь своих акционеров за пределами России.