При этом каждые 10 лет число страдающих этим недугом удваивается. С чем связан столь бурный рост болезни века? В состоянии ли наша медицина его остановить?
Накануне Всемирного дня борьбы с диабетом мы беседуем об этом с директором Института диабета, доктором медицинских наук, профессором Мариной Шестаковой.
Тихая угроза
«АиФ. Здоровье»: – Марина Владимировна, почему число больных диабетом 2‑го типа неуклонно растет?
М.Ш.: – Эволюционно ген инсулинорезистентности (нечувствительности к инсулину) заложен в каждом из нас. Только если раньше это был механизм адаптации человека к суровым условиям жизни, когда периоды насыщения чередовались с периодами голода, сейчас, когда из охотников мы превратились в потребителей, наблюдается совершенно обратный эффект. Мы мало двигаемся, потребляем много калорийной, рафинированной пищи. И набираем лишний вес – один из главных факторов, предрасполагающих к развитию диабета.
«АиФ. Здоровье»: – Который, говорят, помолодел?
М.Ш.: – Увы. Несмотря на то что средний возраст для дебюта этой болезни – 50–60 лет, сейчас мы встречаем диабет 2‑го типа у 20–30‑летних и даже у детей 10–12 лет! При этом до поры до времени эта коварная болезнь ничем себя не выдает, подкрадываясь к человеку потихоньку, исподволь. Классические признаки диабета (такие, как жажда, сухость во рту, кожный зуд и т. д.) могут отсутствовать до тех пор, пока недостаточность инсулина не примет серьезный характер.
По оценке специалистов, на одного выявленного больного диабетом приходится 3–4 тех, кто об этом не подозревает.
Доказательство тому – недавняя акция, которую мы провели в двух ближайших к Москве регионах – Ступино и Домодедово. Специальный передвижной диагностический центр нашего института провел обследование всех желающих на сахар крови, и мы выявили очень много больных диабетом, которые об этом даже не подозревали. И тут же направили их к специалистам – по месту жительства, а в более тяжелых случаях – к нам, в Институт диабета.
Особый подход
«АиФ. Здоровье»: – Чем занимается ваш институт?
М.Ш.: – Наряду с Институтом клинической эндокринологии и Институтом детской эндокринологии он входит в состав Эндокринологического научного центра МЗСР РФ, директором которого является президент Академии медицинских наук Иван Иванович Дедов. Мы имеем в своем распоряжении 80 коек для стационарных пациентов.
В структуре нашего института представлены несколько отделений, каждое из которых решает определенную задачу в лечении больных сахарным диабетом: отделение обучения пациентов «жизни с диабетом», отделения сосудистых осложнений – ретинопатии, нефропатии и гемодиализа, диабетической стопы, кардиологии. Причем все эти отделения не разрознены, а тесно взаимосвязаны, что позволяет оказать пациенту всеобъемлющую помощь. Это очень важно, поскольку, как правило, к нам приходят тяжелые больные с сочетанной патологией, у которых одновременно пострадали сосуды разных органов: и сердца, и глаз, и почек, и ног. В этом случае наши пациенты имеют уникальную возможность получать комплексную помощь.
«АиФ. Здоровье»: – Представляю, сколько желающих к вам попасть! Это возможно?
М.Ш.: – Мы работаем по квотам. Но число желающих к нам попасть настолько велико, что уже на конец октября мы все квоты за этот год исчерпали. И это большая проблема. Ведь наши больные нуждаются в особом подходе. Даже тактика опративного лечения у них отличается от обычной. К примеру, сахарный диабет делает сосуды хрупкими, а перекрывающую их атеросклеротическую бляшку – нестабильной. От кардиохирурга в этом случае требуется особое мастерство.
Желания и возможности
«АиФ. Здоровье»: – Врачи других медицинских специальностей хорошо знают ваших больных?
М.Ш.: – Диабет знают плохо. Его боятся. Поэтому наш институт, который является еще и методическим центром, периодически проводит цикл лекций для врачей разных медицинских специальностей – кардиохирургов, кардиологов, нефрологов, окулистов и т. д. Наши технические возможности позволяют нам проводить и телеконференции одновременно на 5–6 регионов. И это уже дает свои плоды.
«АиФ. Здоровье»: – А что можно сказать по поводу работы врачей общей практики? Ведь во всем мире основная нагрузка по диагностике и лечению начальной стадии диабета лежит именно на них.
М.Ш.: – У нас в стране врачи поликлинического звена очень перегружены и подчас не имеют возможности за 12 минут, отведенных на прием одного больного, разобраться в ситуации. Дабы разрешить эту проблему, недавно был принят приказ Минздравсоцразвития РФ «О порядке оказания медицинской помощи больным с эндокринными заболеваниями», предусматривающий снижение нагрузки на врача. И если раньше на одного эндокринолога приходилось 50 тысяч населения, теперь эти нормы снизились до 20 тысяч, а в помощь врачу разрешено добавить еще одну медсестру.
Но этот безусловно прогрессивный приказ, увы, пока работает не во всех регионах. Камень преткновения – старое штатное расписание, не предусматривающее дополнительных ставок. Надеюсь, что в скором времени проблема будет все же решена.
Не опускать руки
«АиФ. Здоровье»: – А как же школы диабета, которые благодаря усилиям вашего института были открыты во многих эндокринологических стационарах и поликлиниках нашей страны? Они со своими задачами справляются?
М.Ш.: – На сегодняшний день у нас действует уже более 1200 таких школ. Честно говоря, качество у них разное. Все зависит от того, как организована их работа на местах. Ведь провести одноразовый ликбез по нюансам лечения и жизни для больных сахарным диабетом мало. Полученные им знания необходимо постоянно обновлять, не дать человеку свыкнуться с этой коварной болезнью.
К тому же в борьбе с диабетом каждые два-три года появляется что-то новое, будь то современные, эффективные препараты или средства их введения (шприц-ручки, помпы) и системы мониторирования глюкозы (глюкометры). Эти высокотехнологичные новинки нужно помочь пациенту освоить.
«АиФ. Здоровье»: – Они доступны?
М.Ш.: – Сегодня у нас в стране есть абсолютно все технологии, которые есть в мире. Другое дело, что не все из них включаются в льготный список. Но это не только наша проблема. Полного обеспечения высокотехнологичными средствами борьбы с сахарным диабетом не потянет бюджет ни одной страны.
Вот почему особые усилия необходимо направить на профилактику этой болезни. Практика показывает: если на этапе предиабета грамотно выстроить тактику поведения больного, 50–60% из них могут перейти в группу здоровых людей и избежать развития недуга.
«АиФ. Здоровье»: – Когда и какие исследования нужно пройти?
М.Ш.: – Каждому человеку после 45 лет необходимо раз в год сдавать анализ сахара в крови натощак. Если же человек входит в группу риска (в плане наследственности и/или избыточного веса), этот анализ ему нужно сдавать чаще и не только натощак, но и после еды, сделав либо тест с пищевой нагрузкой, либо тест на толерантность к глюкозе. Эти исследования можно пройти на базе любой поликлиники. Совсем недавно Всемирная организация здравоохранения утвердила новый метод диагностики сахарного диабета по уровню гликозилированного гемоглобина. Этот простой тест можно проводить в любое время вне зависимости от принятой пищи, и он заменяет 2-часовую пробу с пищевой нагрузкой.
Вообще, в профилактике диабета очень многое зависит от каждого из нас. Ограничьте калорийность своей пищи, не переедайте, больше двигайтесь, и болезнь вас не одолеет.
«АиФ. Здоровье»: – А если недуга избежать не удалось?
М.Ш.: – И это не трагедия. Сегодня диабет второго типа – управляемое заболевание. При адекватном и своевременном лечении качество и продолжительность жизни больных сахарным диабетом второго типа зачастую даже выше, чем у их здоровых сверстников. Главное – болезнь не запускать.