И звучит он так: биполярное аффективное расстройство (БАР), или маниакально депрессивный психоз — хотя последний термин стараются применять всё реже, видимо потому, что звучит он более пугающе. Но на самом деле, все не так страшно, как кажется: называется эта болезнь так, потому что периоды маний (отсюда маниакальная часть названия) сменяются у больного резкой и немотивированной депрессией (вторая часть), а иногда эти состояния могут смешиваться друг с другом.
Так и живут несчастные депрессивные маньяки, перескакивая из одной крайности в другую. В период маний им хочется всего и сразу, настроение поднимается, энергия так и плещет, а любая мелочь может превратиться в непобедимую навязчивую идею. Люди творческие часто путают это расстройство с нахлынувшим вдохновением и, в общем-то, обычно знают, как его правильно использовать. А вот простых смертных мания может довести до серьёзных конфликтов с близкими, нарушения закона и других неприятностей, потому что в период маний человек не контролирует себя, беспричинный смех может сменяться вспышками гнева, а речь и движения становятся быстрыми и бесопрядочными.
Что касается депрессии, это практически мания наоборот. Делать ничего не хочется, сил и настроения нет, всё и все вокруг раздражают, а обычные развлечения не приносят никакого удовольствия и удовлетворения. В тяжёлых случаях у больных даже притупляются вкус и цветовое восприятие, то есть мир вокруг в буквальном смысле кажется серым. Не удивительно, что многие «маньяки» не редко оканчивают жизнь в психушке или просто расстаются с ней добровольно.
Примеров тому — даже среди мировых знаменитостей — полным полно, не зря же говорят, что гений и сумасшествие — вещи неразлучные. Впрочем, кому-то повезло больше, и они сумели использовать своё маниакальное вдохновение, чтобы прославиться и жить богато и относительно счастливо. Итак, кто же из великих смог удачно управиться со своей болезнью, а кто — нет?
Эмили Дикинсон — удачно
Эмили Дикинсон считается самым читаемым американским поэтом всех времён, как у себя на родине, так и в мире. Исследовав её творчество и заметив цикличность тематики стихов, американские психиатры пришли к выводу, что поэтесса страдала БАР. Тогда же, в XIX веке, врач поставил Эмили диагноз «нервная прострация», и лечил от чрезмерной возбудимости и депрессии, в которую женщина впала после расставания любимым.
Винсент ван Гог — неудачно
Яркий пример «депрессивного маньяка», ван Гог яростно творил в период маний и впадал в «творческий анабиоз» во время депрессии. БАР в его случае осложнялось тем, что художник всю жизнь страдал из-за своей внешности, и даже знаменитый эпизод с отрезанным ухом биографы связывают именно с этим. По легенде, ван Гог как-то спросил одну проститутку: «Тебе хоть что-нибудь во мне нравится?» — и та, подумав, ответила, то ей нравятся его уши. Чем закончилась история, можно догадаться.
Жизнь великого художника завершилась не менее печально. Последний год жизни он провёл в психиатрической лечебнице, где и совершил самоубийство, выстрелив себе в грудь.
Кэрри Фишер — удачно
Американская актриса, прославившаяся благодаря роли принцессы Леи в знаменитой саге «Звёздные войны», живёт с диагнозом БАР уже 24 года. Однако мании и депрессии начали атаковать её задолго до того момента, как она обратилась к врачу, и успели изрядно подпортить жизнь как актрисе, так и её родственникам. Сейчас, как призналась Фишер в одном из интервью, она наконец ведёт нормальную жизнь, хотя держится только благодаря таблеткам и консультациям врача.
— Моё поведение перестало быть таким непредсказуемым и бесконтрольным. Раньше я могла запросто обкорнать себя почти на лысо, сделать татуировку, а как-то даже хотела принять Иудаизм, — сказала Фишер.
Вирджиния Вульф — неудачно
Ещё одна видная представительница литературы, на этот раз британской, не менее знаменита, чем упомянутая Дикинсон. Вульф всю жизнь страдала головными болями, галлюцинациями и навязчивыми идеями, а свои романы оттачивала и переписывала десятками раз. Она неоднократно пыталась покончить с собой — предположительно, из-за неразделённой любви к женщине и одновременного чувства вины перед мужем, — и в
Перечитав дневники и письма писательницы, современные психиатры подтвердили диагноз — БАР.
Линда Гамильтон — удачно
В своей самой известной, пожалуй, роли — Сары Коннор в фильмах о Терминаторе — Гамильтон уже пришлось побывать в психиатрической больнице. Но кто бы мог подумать, что в реальной жизни актриса уже давно рискует туда попасть? О том, что она страдает тяжёлой формой БАР, Гамильтон призналась только в
Причём на момент этого откровения диагноз был поставлен более 10 лет назад. Всё это время Гамильтон боролась с симптомами расстройства с помощью врачей, а до этого ещё 10 лет пыталась справиться с ними самостоятельно.
— И только теперь я чувствую, что веду нормальную жизнь, — призналась актриса. — Все эти годы я и представить себе не могла, что всё на самом деле может быть так — так хорошо и так спокойно.
Мэрилин Монро — неудачно
Многие вопросы о жизни и смерти легендарной Монро остались неотвеченными, несмотря на сотни всевозможных научных трудов. Но кое-что всё-таки прояснилось — благодаря дотошной работе врачей, журналистов, биографов, а также признаниям бывших коллег и знакомых.
Так, один из наблюдавших актрису психиатров рассказал, что она всё-таки страдала маниакальными депрессиями. По его словам, у неё постоянно были проблемы с контролем эмоций, а настроение сменялось буквально в момент; что, возможно, и могло спровоцировать Монро на самоубийство.
Шинеад О’Коннор — удачно
Пик славы этой эксцентричной певицы пришёлся на 80-90-е, а о её заболевании мир узнал в
Курт Кобейн — неудачно
Несмотря на оглушительный успех и статус культового рок-музыканта, Кобейн добровольно ушёл из жизни в возрасте
Отчасти это предположение подтверждает название одной из песен Кобейна — «Литий». Это препарат, которым чаще всего лечат маниакально-депрессивный психоз.
Бритни Спирз — время покажет
Пока слухи о БАР этой поп-дивы остаются только слухами, но своим поведением Спирз не устаёт их подогревать. Первым поводом для такого предположения стала история с обритой головой — когда на фоне развода и битвы за детей певица обрилась на лысо и в тот же день оказалась в больнице. С тех пор Спирз неоднократно триумфально «возвращалась на сцену», а затем поражала публику то попыткой самоубийства, то пьяными выходками, то другими признаками ментального расстройства. В результате многие психиатры, хоть лично и не лечившие Бритни Спирз, сошлись во мнении, что это психоз.