По статистике, лишь одно из восьми собеседований заканчивается положительным результатом для кандидата. Однако у одних поиск работы занимает всего пару недель, а у других растягивается на долгие месяцы. И дело здесь не только в послужном списке, знаниях и профессионализме кандидата. Если ваши поиски работы слишком затянулись, это вовсе не означает, что вы – плохой специалист. Вполне возможно, что вы просто не умеете правильно подать себя и понравиться работодателю. Но не стоит отчаиваться, искусству «самопрезентации» вполне можно научиться – стоит лишь овладеть несколькими несложными приемами и избегать типичных ошибок.
Встречают по одежке
Психологи считают, что первое впечатление о собеседнике складывается всего за несколько минут, и часто именно от первого впечатления зависит весь дальнейший успех.
Мнение о вас зависит в первую очередь от того, как вы одеты и от вашей манеры говорить. А потому, отправляясь на собеседование, заранее продумайте свой наряд. Постарайтесь избегать слишком ярких цветов и подчеркнуто неформального стиля.
Не стоит совмещать собеседование с походом по магазинам – если вы появитесь в офисе потенциального работодателя волоча за собой пакеты с продуктами, ваш собеседник подумает, что на первом месте у вас стоит вовсе не работа, а пополнение собственного холодильника.
Что касается особенностей речи, то здесь главное – подстроиться к вашему интервьюеру. Прислушайтесь к собеседнику и постарайтесь говорить в том же темпе, что и он. Слишком быстрая речь часто раздражает, а слишком медленная наводит на мысль, будто вы не слишком уверены в том, что говорите, и вам требуется обдумывать каждую фразу. Если ваш визави так и сыплет терминами типа «брендинг», «франчайзинг», «девелопинг», дайте ему понять, что подобные понятия вам знакомы, и вверните в свою речь несколько заковыристых словечек. Если же ничего подобного ваш собеседник не произнес, не перегружайте свои ответы иностранными словами.
Еще одна ошибка, которая способна поставить крест на вашей карьере уже на этапе собеседования, – наличие в коридоре «группы поддержки». Особенно часто этим грешат вчерашние выпускники вузов и кандидаты, для которых данное место работы является первым. Если перед кабинетом работодателя томится сочувствующая подруга или бойфренд, вас вряд ли сочтут достаточно самостоятельной личностью, способной принимать решения и отвечать за свои поступки.
Почему вы уволились?
Иногда отвечая на этот простой вопрос, соискатели навсегда прощаются с возможностью получить работу. Что же в ваших ответах может насторожить работодателя?
Во‑первых, негативные отзывы о прежних руководителях и коллегах. Если станете говорить, что на старой работе вас окружали сплошь моральные уроды, самодуры и некомпетентные выскочки, будьте уверены, вам откажут. Человек, не сумевший ужиться с коллективом и начальством, не нужен никому, кроме того, у работодателя может сложиться ощущение, что впоследствии вы будете точно так же отзываться и о нем.
Вторая распространенная ошибка – уход от ответа на данный вопрос. Если вы промямлите что-то невразумительное о том, что причины вашего ухода носят слишком личный характер, ваш собеседник нарисует в воображении бурный, но неудачный служебный роман, недостачу в кассе и другие «ужасы».
Гораздо безопаснее упомянуть какие-то нейтральные причины ухода, например, нерегулярность денежных выплат, удаленность прежней работы от дома или неудобный график.
Излишняя скромность
Этим часто грешат даже опытные специалисты и хорошие профессионалы. Если работодатель спрашивает вас о том, насколько хорошо вы знаете компьютер, иностранный язык или специфику рынка недвижимости, лучше слегка преувеличить свои знания. Ведь если вы из скромности занижаете свой уровень компетентности, вполне вероятно, что место достанется более уверенному в себе кандидату. Даже если в ваши новые должностные обязанности входит работа, с которой вы раньше не сталкивались, не стоит говорить, что вы не имеете ни малейшего понятия об этом деле. Лучше сделайте упор на том, что раньше вы занимались чем-то подобным и что вам не составит труда освоить новый участок.
Не стоит особенно скромничать, и если работодатель интересуется вашими успехами на прошлой работе. Перечислите все свои успешные проекты, подробно расскажите о них, стараясь не отделываться общими фразами.
Кстати, завышенные ожидания могут оказать вам медвежью услугу точно так же, как и излишняя скромность. Не стоит выносить вопрос о заработной плате в начало беседы точно так же, как и не стоит спрашивать о том, когда вас повысят в должности еще до того, как вас приняли на работу.
Ценные сведения
Часто работодатели спрашивают кандидата, почему он остановил свой выбор именно на этой фирме и чего он ждет от своей дальнейшей работы. Перед тем как отправляться на встречу с работодателем, постарайтесь узнать как можно больше о компании, в которую устраиваетесь, тогда вам будет легче дать ответ на этот вопрос – вы со знанием дела сможете обсудить стабильность компании на рынке или ее перспективы. Работодателю приятно сознавать, что ваш выбор не случаен и что вас интересует именно эта компания. Ему нужны энергичные, трудолюбивые и креативные сотрудники. Поэтому, если вас в первую очередь привлекает меньший объем работы по сравнению с предыдущим местом, об этом лучше промолчать.
Ну и конечно же, ни в коем случае не стоит говорить, что вы пришли на собеседование именно в эту фирму лишь потому, что вам отказали в других местах.
Кстати
Психологи часто утверждают, что физическая привлекательность способствует профессиональному росту. Однако недавнее исследование доказало, что сексуальный имидж не так уж хорош для деловой женщины. Интересно, что это относится только к женщинам, занимающим высокие должности. Участникам исследования показывали видео, в котором женщина рассказывала о своем образовании и увлечениях. Актриса и текст оставались одинаковыми, менялась только одежда. Женщина была одета либо в блузку с глубоким вырезом, узкую юбку и туфли на высоком каблуке, либо в водолазку, брюки и туфли на плоской подошве. Женщину-руководителя в сексуальной одежде участники исследования сочли менее умной и компетентной, чем женщину в нейтральной одежде.
Статистика
Дотошные социологи решили выяснить, что больше всего раздражает российских соискателей во время собеседований. На первом месте опрошенные назвали работодателей, которые обещают перезвонить после собеседования, чтобы сообщить свое решение, и не перезванивают. На втором месте среди раздражающих факторов оказались длинные анкеты, которые вынуждены заполнять кандидаты. На третьем месте – высокомерное или, напротив, равнодушное поведение работодателей.