Операцию во Всероссийском центре глазной и пластической хирургии (г. Уфа) провёл известный офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор Эрнст Мулдашев. Реакция со стороны коллег-офтальмологов была неоднозначной. Одни сочли уникальную операцию серьёзным достижением российской офтальмологии, другие называли доктора Мулдашева шарлатаном и предлагали не только предать его анафеме, но и вообще запретить проводить научные исследования такого типа.
Прошло 10 лет. Каков же итог? Беседу с автором этой операции ведёт главный редактор «АиФ» Николай Зятьков.
Николай Зятьков: — Мне на глаза попались книги под названием «АнтиМулдашев», в одной из которых приводятся слова известного офтальмолога Л. И. Балашевича: «Сама же операция с точки зрения офтальмологии ниже всякой критики... ни глаз, ни сетчатка из аллопланта вырасти не могут, это происходит только в плоде до рождения и только из определённой эмбриональной ткани. Идти на такую операцию к Мулдашеву — это отдать свои драгоценные глаза шарлатану». Что вы можете ответить?
Эрнст Мулдашев: — У каждого учёного своё мнение. В научных спорах рождается истина. Кому-то Бог шепчет: «Делай так!», кому-то: «Противодействуй ему!» Без этой борьбы не было бы прогресса. Поэтому я не в обиде на профессора Балашевича. Хочу лишь отметить, что с помощью биоматериала аллоплант, который готовится из тканей умерших людей и на месте которого растут собственные человеческие ткани, сделано уже более 1,5 миллиона операций.
Н.З.: — Поясните, пожалуйста, вы пересадили глаз от трупа или сделали его из аллопланта?
Э.М.: — Мы пересадили из трупного глаза только основные его части — сетчатку, хориоидею и роговицу, а все остальные части сделали из аллопланта, который, как я уже говорил, тоже является трупным материалом, но специально обработанным. По сути дела, мы сделали из трупных тканей — трансплантатов — рукотворный глаз, поэтому эту операцию можно назвать трансплантацией глаза.
Н.З.: — Вы всерьёз надеялись на то, что рукотворный глаз, сделанный из чужих трупных тканей, начнёт видеть? Это же абсурд!
Э.М.: — Это не абсурд только на том основании, что главным свойством аллопланта является стимуляция роста своих собственных тканей. Поэтому существовала вероятность того, что сделанный руками врачей «чужой» глаз постепенно заместится тканями своего глаза. Многочисленные эксперименты на животных, которые предшествовали уникальной операции, подтвердили это.
Н.З.: — Рукотворный глаз прижился?
Э.М.: — Не просто прижился. Его приживление сопровождали самые настоящие чудеса, такие как его ярко-красное свечение с
В итоге в пустой глазнице Тамары Горбачёвой образовался не очень полноценный, но всё же свой человеческий глаз.
Н.З.: — Так Тамара Горбачёва видит этим новым глазом или нет?
Э.М.: — У неё очень трудно формировалось зрение, забытое за 20 лет слепоты. Кандидат биологических наук, психолог Амир Шарипов выводил её из тёмного мира в светлый. Сейчас Тамара имеет пусть плохое, но зрение. Оно оценивается как 0,05, то есть 5%, что достаточно для того, чтобы самостоятельно ходить, читать крупные буквы и узнавать фигуры и лица людей. Кстати говоря, мы нередко посылаем Тамару, знающую английский язык, приводить на консультацию слепых иностранных пациентов нашего центра. Трогательно видеть, как она — некогда «человек без глаз» — вполне уверенно ведёт по коридорам и лестничным пролётам слепого человека.
Н.З.: — А кто из ведущих офтальмологов страны может подтвердить тот факт, что Тамара Горбачёва видит новым глазом?
Э.М.: — Тамару я показывал многим офтальмологам. Но в том, видит Тамара или нет, любой может убедиться, посмотрев видеозаписи зрительных упражнений Тамары Горбачёвой, сделанные дизайнером Алексеем Савельевым. Они приложены к моей книге об этой уникальной операции.
Н.З.: — Как, по-вашему, может ли трансплантация глаза в будущем быть поставлена на конвейер, как это сделал когда-то профессор С. Н. Фёдоров с операцией по поводу катаракты глаза?
Э.М.: — Вряд ли. Эта операция, как говорится, под Богом. Я, кстати, планирую вскоре сделать вторую такую операцию... если получу разрешение Минздрава.