Несмотря на всевозможные знания и многочисленные титулы, Лео Антонович большую часть рабочего дня проводит у операционного стола. Главным делом своей жизни он считает работу кардиохирурга.
«АиФ»: — Лео Антонович, на днях от инфаркта умер
Лео Бокерия : — В России первый пик инфарктов миокарда у мужчин возникает в возрасте
Ошибки случаются
«АиФ»: — Врачи нередко ошибаются с диагнозом. приходилось ли вам с этим сталкиваться?
Л. Б.: — К сожалению, это случается. Во время нашего последнего выездного осмотра несколько человек мы сняли буквально с операционного стола. Сегодня недоразумения происходят реже. Многие медучреждения оснащены эхокардиографами, компьютерными и магнитно-резонансными томографами.
«АиФ»: — Складывается ощущение, что болезни сердца можно вылечить только хирургическим путём. Насколько кардиохирургия эффективнее кардиотерапии?
Л. Б.:— Сегодня на первый план выходят именно хирургические методы — благодаря простоте и долговечности эффекта. Однако от консервативного лечения мы никогда не отказываемся.
«АиФ»: — Вашему детищу — акции «Прикоснись к сердцу ребёнка» — исполнилось 10 лет. Что удалось сделать за эти годы?
Л. Б.:— 10 лет назад к болезням сердца было другое отношение. Молодые родители отказывались от детей с врождёнными пороками, считая их неизлечимыми. Бюджетное финансирование операций было незначительным. Мы решили рассказать о возможностях диагностики и полного излечения таких детей и заодно пролечить какую-то часть детей за счёт спонсоров. Мы не знали, что из этого получится. Но акция получила известность. Нам удалось переломить ситуацию: к порокам сердца теперь относятся как к решаемой проблеме, а государство выделяет серьёзные средства на оказание помощи таким детям.
«АиФ»: — Есть ли разница между отечественной и мировой кардиологией?
Л. Б.:— Обобщать трудно, но наш центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева во многом превосходит все известные мировые клиники. Отечественная школа клинической медицины всегда считалась классической. Принципиальная разница — только в менталитете наших пациентов. Американец точно знает, что он должен ежедневно спать не меньше 7 часов, ежегодно отдыхать и избегать стрессов. Наши ко всему относятся, как бог на душу положит. Единственные советы кардиологов, которые пользуются успехом, — это алкогольные послабления. Сказал один кардиолог, что виски для сердца полезнее, чем водка, — и вот теперь все пьют виски под предлогом, что это полезно для сердца. К сожалению, исправить общественное сознание пока не удаётся, несмотря на все усилия.
«Продолжаю оперировать»
«АиФ»: — Какая ваша ежедневная хирургическая норма?
Л. Б.:— Получается не меньше 4 операций в день.
«АиФ»: — До какого возраста кардиохирурги остаются «в строю»? Ведь операции на сердце тяжелы физически.
Л. Б.:— Мои коллеги — люди выносливые. Редко кто оставляет практику раньше 65 лет. Обычно работают гораздо дольше. Выдающиеся хирурги Майкл Дебейки и Фёдор Григорьевич Углов оперировали до последних лет жизни, хотя Майкл ушёл, не дожив двух месяцев до своего столетнего юбилея, а Фёдор Григорьевич — в возрасте 105 лет. «Уходить в запас» раньше времени обидно — американские кардиохирурги только начинают самостоятельную работу в 37 лет.
«АиФ»: — Среди кардиохирургов много долгожителей?
Л. Б.:— В кардиохирургии есть уникальные примеры долгожительства. Борис Васильевич Петровский, министр здравоохранения СССР, основатель Научного центра хирургии РАМН, прожил 97 лет. Борис Алексеевич Королёв, патриарх российской кардиохирургии, академик РАМН, отметил вековой юбилей. Секрет такой. Все великие хирурги — организованные люди, придерживающиеся здорового образа жизни и большое внимание уделяющие поддержанию физической формы. Большинство из них не пьёт, не курит, многие уже давно отказались от кофе, занимаются спортом (чаще всего — плаванием). Огромное значение имеют особенности нервной системы и самоконтроль. Жена Петровского рассказывала, что даже после проработок в Кремле он, возвращаясь домой, всегда с аппетитом ужинал и сразу засыпал — без всяких снотворных и успокоительных. Очень важно, что кардиохирурги — это люди, абсолютно уверенные в полезности своего труда.
«АиФ»: — В вашей семье все врачи — жена, дочери, зятья. Часто ли ваши семейные обеды перетекают в «учёный совет»?
Л. Б.:— Тематические разговоры действительно случаются. Что-то дочери спрашивают у меня, но чаще всего я задаю вопросы им. Мои дочери — хорошие специалисты. Случись что — своё сердце я доверю только дочкам.
«АиФ»: — Что великие кардиохирурги желают себе на юбилей?
Л. Б.: — Недавно прочёл интервью Королёва накануне его
Советы от Бокерия
- Крайне важна физическая активность — сохранить сердце здоровым невозможно без полноценной физической нагрузки.
- Соблюдайте режим питания — не рекомендуется ни голодать, ни переедать. Есть нужно ровно столько, чтобы спокойно дожить до следующего приёма пищи. Наедаться с утра, когда организм ещё не проснулся, антифизиологично, а голодая вечером, мы не даём нервной системе возможности восстановиться
- Не ломайте свои биологические часы — придерживайтесь режима дня, это даёт сердцу возможность восстановиться.
Досье
Лео Бокерия родился 22 декабря 1939 года в г. Очамира (Абхазия). С 1994 г. — директор НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН. Лауреат Ленинской и Государственных премий. Основоположник хирургической аритмологии.