Не терпеть!
За последние 4 года в Москве, по словам Александра Шпектора, главного внештатного специалиста-кардиолога Департамента здравоохранения, «удалось построить инфарктную сеть», которая позволяет спасать людей при острых, угрожающих жизни ситуациях. «Однако, пока больной не позвонит в «скорую помощь», система не заработает, - разъясняет главный кардиолог города. - А у нас от начала болей до вызова «скорой помощи» в среднем проходит два часа!»
Но инфаркт миокарда или инсульт - верхушка айсберга, как считают врачи. А внизу его - профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. И в этом доктор может лишь давать рекомендации. Выполнять их - личное дело каждого.
«Человек ответственен за своё здоровье, - убеждена Нана Погосова, главный внештатный специалист по медицинской профилактике Департамента здравоохранения Москвы. - Но, к сожалению, далеко не все это понимают. Было у нас такое исследование. Через 21 месяц после инфаркта миокарда, или острых коронарных синдромов, или операции по реваскуляризации миокардов мы пригласили наших больных и установили, что каждый пятый из них продолжает курить! Огромное число пациентов по-прежнему едят жирное. У нас самая низкая физическая активность у коронарных больных. Что уж говорить о тех, у кого ещё не было острых ситуаций!»
С болью в груди
В острой ситуации помощь, которую сегодня получают москвичи, соответствует высоким международным стандартам. Чтобы человек не погиб и не остался инвалидом при остром инфаркте миокарда, необходимо быстро сделать операцию - стентирование коронарной артерии, открыть её и таким образом дать сердцу кислород.
В среднем на «сердечный» вызов карета «скорой помощи» доезжает за 12 минут. Больного осматривают, снимают кардиограмму, дают необходимые лекарства и везут в один из центров - в тот, где свободна операционная. По мировым нормам от момента доставки больного в клинику до того, как ему введут инструмент в коронарный сосуд, должно пройти не более часа. У нас среднее время сегодня - 40 минут.
«Когда я утром спрашиваю, почему не открыли артерию, понимаю, что ругаюсь-то на темы, которых 3 года назад и не коснулся бы, - делится впечатлениями Алексей Свет, главный врач городской клинической больницы № 1 имени Н. И. Пирогова. - Так далеко шагнула московская кардиология за это время. Пациентам, которые благодаря этому продолжают жить, 80, 85, 101 год... Это качественно другая ситуация».