465

Болезни «офисного планктона»: как сделать рабочее место здоровым?

На тех, кто сами себя с подчеркнутой самоиронией величает «офисным планктоном», держатся все бизнес-процессы.Стеклянные перегородки корпоративного open space создают много проблем — и психологических, и физических. Современные методы управления здоровьем персонала решают эти проблемы и резко повышают производительность труда.

Анамнез

На протяжении трети, а то и более, суток офисный работник практически не двигается. А если приплюсовать к этому время сна, еды и отдыха перед телевизором, получается, что современный человек не двигается вообще! Даже сохраняя правильное положение за компьютером — поддерживая осанку, соблюдая нужный угол в локтях и коленях, выпрямляя шею и опираясь на кресло поясницей, мы все равно свое здоровье не улучшаем. По сути, правильной позы за компьютером не существует. Конечно, есть рекомендации, которые обязательно нужно соблюдать, но основная из них состоит в том, чтобы регулярно менять положение тела с интервалом раз в 20-30 минут.

На деле же только из-за сидячего положения человек получает:

• проблемы со всеми участками позвоночника, начиная от остеохондроза шейных позвонков, сколиоза и других форм искривлений и заканчивая межпозвонковой грыжей;

• проблемы с плечевым поясом и руками, которые, вопреки правилам эргономики, чаще всего тянутся вверх к клавиатуре, нарушая кровообращение и вызывая перенапряжение в плечах;

• пережатие сосудов и нервных окончаний нижней части тела — варикозное расширение вен и целлюлит как следствие.

Компьютер больше всего вредит глазам. Излучение, яркие цвета, блики, пыльный покров на экране монитора приводят к перенапряжению глазных мышц, пересыханию слизистой оболочки, ослаблению зрения.

Страдают от компьютера и кисти. Долгие века артрит пальцев был недугом глубокой старости. Потом он стал профессиональным заболеванием стенографисток, позднее — программистов. Сейчас такие заболевания, как тоннельный синдром запястья и артрит грозят всем офисным работникам.

Умственная усталость

Работа в офисе — это если не аврал, то обязательно цейтнот, ну или, на худой конец, дедлайн. Один сплошной непрекращающийся стресс. Межличностная конкуренция, бремя ответственности, обилие новой информации, дефицит времени, рутина, проволочки, чередование взлетов и неудач, бюрократия, конфликты... Сильный стресс делается хроническим, а там уже рукой подать до депрессии. Страдают нервная, сердечно-сосудистая, желудочно-кишечная системы.

А еще, офисный планктон жалуется на, как бы это помягче сказать, отупение. Электронные напоминалки есть на все случаи жизни: социальная сеть не позволит забыть о дне рождения друга, Google-календарь — об отчете. Все арифметические вычисления — на калькуляторе или в Exсel, GPS-навигатор прокладывает маршрут, а в результате человек не может вспомнить, зачем пришел в магазин, и как зовут того, кто только что представился по телефону. Люди практически не читают серьезной художественной литературы, развиваются только в своей узкой профессиональной области, с друзьями и родней говорят исключительно о работе.

Цена вопроса

В США экономические потери из-за невыхода на работу больных сотрудников достигают $180 млрд.

Британские компании ежегодно теряют 13 млн. фунтов стерлингов из-за профессиональных перегрузок.

Потери российских компаний из-за болезней сотрудников — $23 — 24 млрд.

И это только прямые потери. По данным университета Cornwall University (США), упущенная выгода, связанная со снижением работоспособности сотрудников, в три раза выше, чем убытки от невыхода на работу.

Профилакторий

К сожалению, в России еще сильны позиции такого стиля управления, когда сотрудник как бы предоставлен сам себе, но при этом лишен права на ошибку. Трудности со здоровьем, профессиональным развитием и эмоциональным состоянием воспринимаются руководством, как его личные проблемы, которые он либо самостоятельно решает, либо ищет другую работу.

А ведь персонал — один из самых дорогостоящих ресурсов даже производственной компании, что уж говорить об организациях, качество услуг которых напрямую зависит от профессионализма ее специалистов.

Руководитель бизнеса, желающий лидировать на рынке, просто обязан инвестировать в персонал — в его профессионализм, здоровье и лояльность. В конце концов, помимо прямых материальных выгод это еще и добрая репутация компании, один из элементов ее рыночной стоимости.

Наибольшую заботу к персоналу демонстрируют IT-компании, нередко оплачивающие персоналу проезд, питание, фитнес-клуб и ДМС. В IT-индустрии хорошо понимают прямую зависимость качества своего продукта от хорошего душевного и физического состояния людей, его создающих. Например, в Google бесплатно раздают сотрудникам велосипеды. В Яндексе на дверях лифтов вывешивают напоминания о пользе пройтись пешком по лестнице. Intel приглашает в офис тренера по производственной гимнастике, а генеральный директор петербургской софтверной компании «Ноотроника» предлагает коллегам заниматься спортом, пользуясь базой упражнений сайта, посвященного офисной йоге.

В стремлении помочь сотрудникам сохранить здоровье, а компании — минимизировать издержки и поднять производительность труда, работодатели внедряют в своих организациях программы health management, управления здоровьем персонала.

Программы health management разрабатываются HR-специалистами самостоятельно или страховыми компаниями и зависят от рода деятельности и специфики компании, имиджа, корпоративной культуры или пожеланий руководства.

Традиционно они включают в себя:

• ДМС;

• корпоративные занятия спортом;

• эргономичные рабочие места;

• всевозможную популяризацию здорового образа жизни;

• дни здоровья;

• горячие линии психологической поддержки.

Часто программы health management включают в себя стимулирование отказа от курения. Но самое эффективное средство управления здоровьем персонала — это, безусловно, спорт.

Мастер спорта

Надо сделать спорт главным видом отдыха офисных сотрудников. Двигательная активность приводит в тонус мышечный корсет, восстанавливает кровообращение в застоявшихся мышцах и кровеносных сосудах, снимает стресс. Не только врачи или спортивные тренеры, но и люди, проводящие бизнес-тренинги, рекомендуют физические нагрузки в качестве профилактики возникновения абсолютно всех офисных недугов.

При этом, чтобы переключиться и отдохнуть, достаточно простой смены положения тела. Вставая со своего рабочего места и выходя из офиса, человек уже отдыхает эмоционально и физически.

В качестве составляющей health management руководители могут привнести спорт в жизнь своих работников в виде:

• корпоративных абонементов в спорт-клуб или компенсации оплаты занятий фитнесом;

• организации спортивных занятий в офисе;

• производственной гимнастики.

Та или иная форма оплаты фитнес-клуба — обязательная в соцпакете любой уважающей себя организации. Вариант корпоративного абонемента привлекателен тем, что позволит сотрудникам общаться в неформальной атмосфере, и для многих стремление не отставать от коллектива может стать прекрасной мотивацией для заботы о собственном здоровье. С другой стороны, необходимость ходить всем вместе в определенный клуб может отпугнуть людей, которые по личным причинам, например, стесняются показаться коллегам в спортивной одежде. Компенсация оплаты фитнес-клуба, выбранного сотрудником, может обойтись компании дороже, однако позволит работнику заниматься в том коллективе и теми видами спорта, которые он сам для себя выберет.

Некоторые руководители приглашают тренеров прямо в офис. Однако такой способ сопряжен с самым большим психологическим дискомфортом для сотрудников и необходимостью выделения специального помещения. Кроме того, полноценные занятия спортом предполагают как минимум наличие душа в бизнес-центре.

Последнее время популярность получает новое спортивное направление — простые короткие упражнения, которые выполняются прямо на рабочем месте. Некоторые называют это офисной йогой, другие гимнастикой, третьи «йоглетами»... Все это — ничто иное, как старая добрая производственная гимнастика, адаптированная под требования современности.

Регулярные, пусть и непродолжительные, физические нагрузки в течение дня поддерживают мышечный тонус, и по количеству сожженных калорий могут сравниться с полноценной тренировкой. Это важно не только для людей, не посещающих спортивные залы, но и для тех, кто регулярно занимается спортом, так как выполнение подобных упражнений подготавливает организм к серьезной физической нагрузке.

До работников методики производственной гимнастики доводятся посредством приглашенного в офис инструктора, специального программного обеспечения или сайта.

Приглашенный тренер демонстрирует упражнения представителям отделов, которые потом доносят полученные навыки до остальных сотрудников. Программное обеспечение — это сборник большого количества упражнений для производственной гимнастики, наглядно демонстрирующих правильную технику их выполнения. Специализированные сайты, посвященные производственной гимнастике, обладают всеми достоинствами программного обеспечения: наглядностью, простотой, доступностью прямо на рабочем месте. Однако доступ к сайту осуществляется круглосуточно, без необходимости устанавливать и обновлять ПО.

На сайтах существует возможность настройки получения e-mail-напоминаний, создания пользовательского профиля и разработки индивидуальных программ из понравившихся упражнений.

Грамотно составленная и с умом внедренная программа управления здоровьем персонала снижает заболеваемость на 40 — 50%, уменьшает число дней нетрудоспособности на 20%, повышает производительность труда на 20%.

Так что дешевле — менять сотрудников как отработанный материал или проявлять о них должную заботу? Решайте сами.

Статья из журнала «СЕО» № 11, 2009.

AIF.RU благодарит редакцию журнала за предоставленный материал.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы