Пытаясь от нее избавиться, многие безрезультатно ходят по разным врачам. И не подозревают о том, что есть клиники боли, в которых освободиться от страданий пациентам целенаправленно помогают сразу несколько специалистов. Врачи-алгологи (от латинского «алгос» – боль) убеждены: лечение болевого синдрома, которым сопровождается 90% болезней, – процесс комплексный.
На вопросы наших читателей отвечает кандидат медицинских наук, cотрудник клиники боли ЦЭЛТ, нейрохирург Андрей Ходневич.
Слабое звено
– Какая часть тела у нас самая болезненная? Тамара, Оренбург
– Самая иннервированная (а значит, и болезненная) часть нашего тела – лицо. Здесь находится огромное количество рецепторов – болевых, температурных, отвечающих за давление (барарецепторов). Оно и понятно, ведь лицо – это наша визитная карточка, главный инструмент общения. Далее по степени иннервации идут ладони, стопы. И, конечно же, позвоночник, на боли в котором приходится 85–90% всех обращений по поводу болевого синдрома.
Особенно уязвим в этом плане поясничный отдел, на который приходится самая большая нагрузка. Здесь же проходит и наиболее разветвленный пучок спинно-мозговых нервов (так называемый конский хвост), который может сдавливаться образующимися межпозвонковыми грыжами, образующимися в процессе дегенеративных изменений (старения) дисков. Впрочем, боль в пояснице может быть вызвана и совсем другими, не связанными с грыжей (которые образуются лишь в 1–1,5% случаев) причинами. Их более двадцати и встречаться они могут в разных сочетаниях. Что лишний раз доказывает: заниматься диагностикой и лечением болей в пояснице может только специалист.
Запас прочности
– Слышал, что у каждого из нас есть собственный порог болевой чувствительности. От чего это зависит? Евгений, Пермь
– Это зависит от индивидуального уровня выработки так называемых противоболевых гормонов – эндорфинов и энкефалинов, которые вырабатываются в определенных отделах головного мозга в ответ на раздражение болевых рецепторов. У каждого из нас существует собственная антиболевая система. Которая, кстати, может истощаться. Если человек испытывает боль дольше 3–6 недель, идет срыв противоболевой адаптации. А там и до депрессии недалеко, которая является частым спутником хронической боли. Постепенно она начинает занимать все мысли страдающего ею человека. У него сужается круг интересов, страдает его профессиональная деятельность, семья, друзья… Если человек уже вошел в этот «коридор», вытащить его оттуда очень сложно.
Операция во спасение
– У меня 5-миллиметровая грыжа в пояснице. Но, несмотря на свои малые размеры, она вызывает у меня сильные боли. Врачи настоятельно рекомендуют ее удалить. А я опасаюсь. Ведь операция – это большой риск. Олег, Московская обл.
– К сожалению, так рассуждают многие. И доводят себя до такого состояния, когда их привозят на каталке или из-за передавленного грыжей нерва у них провисает стопа. У меня и моих коллег такое положение дел ничего, кроме горечи, не вызывает. Уверяю вас: при грамотно проведенном обследовании и реальных показаниях для хирургического вмешательства (а в нем, на самом деле, нуждаются лишь 1–1,5 % пациентов с хроническими болями в пояснице) никакого риска операция по удалению грыжи не представляет. Тем более что нынешние возможности, которыми располагают российские нейрохирурги, позволяют производить операции с ювелирной точностью.
В нашей клинике каждой такой операции предшествует ее компьютерное моделирование, которое мы проводим совместно с врачом-рентгенологом, учитывая индивидуальные анатомические особенности каждого больного. При этом хирургические методики носят малоинвазивный (малотравматичный) характер. Операции производятся либо через маленький разрез, либо через проколы, либо с помощью комбинации того и другого. Благодаря такому подходу, сводится к минимуму вероятность кровотечений, отеков, инфицирования. Вся операция занимает от силы 20–40 минут, после чего уже через двое-трое суток избавленный от грыжи и вызванной ею боли пациент выписывается из стационара.
Что касается показания к операции, то величина грыжи как раз не играет особой роли. Бывают грыжи 20 мм, и человек при этом нормально себя чувствует, а бывает, что грыжа величиной всего лишь 2 мм, но расположенная в самом узком месте, доставляет ее обладателю неимоверные страдания. В этом случае двух мнений быть не может: без операции не обойтись.
Шкала страданий
– Существуют ли какие-то критерии оценки боли? Эдуард, Москва
– Измерить боль в абсолютных единицах, увы, невозможно. Боль – ощущение субъективное, ее нельзя замерить в сантиметрах, взвесить в граммах. Однако в относительных единицах измерить боль все же можно – благодаря универсальной аналоговой шкале боли, которой пользуются многие мои коллеги. Для этого пациента просят представить прямую линию, в которой ноль – ощущение покоя, а 10 или 100 – самая дикая боль, которую только можно себе вообразить. Дальше пациента просят оценить, на сколько баллов он испытывает боль. При этом он, конечно, может где– то переоценить или недооценить свое состояние.
Вот почему при оценке характера, а главное – источника боли, очень важна беседа с пациентом, сбор анамнеза (жалоб) и консультация у нескольких специалистов. Взять, к примеру, боль в спине, на которую приходится наибольшее количество жалоб. У нее может быть множество причин. Найти истинную – задача не из легких. В клинике боли такая возможность есть. Неврологи, травматологи, мануальные терапевты, ортопеды, нейрохирурги работают здесь, что называется, в одной связке и смотрят пациента по единым стандартам, позволяющим с максимальной точностью определить источник болевого синдрома у конкретного пациента.
Эта боль – неспроста!
– Боль часто называют «сторожевым псом здоровья»: она предупреждает нас о возможной болезни, заставляет обратиться к врачу. В каких случаях это сделать особенно необходимо? Екатерина, Нижний Тагил
– Конечно, далеко не всякая боль – признак серьезного заболевания. И все же есть несколько признаков, при которых наличие болевого синдрома является неотложным поводом обратиться к врачу. Это срочно нужно сделать, если: боль день ото дня нарастает; сопровождается повышение температуры, снижением массы тела, чувством слабости в ногах, руках, чувством онемения в области ануса, промежности, наружных половых губ, мошонки и нарушением функции тазовых органов (мочеиспускания, дефекации).
Читайте также
Если мучают хронические боли, к какому врачу идти?
Голова, спина, ноги... К этим болям мы привыкли. Но надо ли идти к врачу?