Еще недавно человечество по-детски радовалось каждому новому благу цивилизации, научно-технический прогресс воспринимался как добрый волшебник из сказки, который решит все проблемы, вылечит от всех болезней, накормит всех голодных…
Наш кумир – «последний герой»
Сегодня же только ленивый не ругает цивилизацию, обвиняя ее во всех смертных грехах. Слово «город» ассоциируется в первую очередь с грязью, разгулом преступности, наркоманией, анархией, терроризмом… А деревенская жизнь считается символом гармонии и пасторального счастья. Все мы дружно мечтаем «слиться с природой», «жить в чистоте и покое». Все мы хотим жить «на воле, в пампасах» – но вот можем ли?
Ах, какой счастливец Робинзон! Нам бы оказаться на необитаемом острове, без политики, без начальства, без ежедневных страшных новостей на сон грядущий… Или поселиться в глухой тайге – спать на свежем воздухе, питаться грибами и ягодами, наблюдать за птичками и насекомыми… Особенно хорошо мечтается об этом за столиком ресторана, или за рулем личного автомобиля, или перед экраном компьютера. Однако статистика показывает, что из людей, столкнувшихся один на один с дикой природой, только 10–20% бывают в состоянии действовать решительно и разумно, а 50–75% испытывают растерянность и страх.
Мы считаем себя создателями и хозяевами техники и технологий, не замечая, что давно уже стали их рабами – например, отключение электроэнергии на несколько часов способно полностью парализовать жизнь в городе, вызвать панику и стать настоящей катастрофой.
И. о. царя
Да, человек – часть природы, но с тех пор, как он самозванно провозгласил себя ее царем, его отношения с ней сильно изменились не в лучшую сторону. Вся история развития цивилизации – сплошное стремление людей отгородиться от влияния природы, нарушить ее законы, подчинить ее себе. Твердо считая, что не царское это дело – заботиться о своих подданных, люди хватали все, до чего только могли дотянуться руками, инструментами, технологиями… Человек постоянно изменял окружающую среду в соответствии со своими потребностями, а они все росли и росли, и сейчас уже потребление, получение удовольствия, достижение максимального комфорта превратилось в сверхценность.
Изначально в биологическом смысле homo sapiens здорово отставал от «братьев своих меньших». Но ему удалось создать такие орудия труда, при помощи которых он теперь умеет двигаться быстрее гепарда, летать выше птиц, создавать ткани не хуже шелкопряда. В отличие от животных, жестко ограниченных инстинктами и рефлексами, люди наделены свободой выбора – они сами решают, чем питаться, где «охотиться», с кем дружить, а с кем воевать. Эта же свобода выбора, давая возможность улучшать и украшать нашу жизнь, позволяет нам периодически действовать во вред себе и окружающим.
С течением времени потребности и возможности человечества постоянно возрастали, и в результате мы совершили в природе столько переворотов и революций, что эти изменения стали необратимыми. Человек уже не может вернуться к той естественной, первобытной природе – ее больше не существует. Людям с давних пор свойственно идеализировать природу и все, что с ней связано, – подобные идеи легли в основу многих философских школ. Еще Руссо предлагал четкую схему: все, к чему не прикасался человек, – естественно и хорошо; все, что создано людьми, несет на себе печать дьявола. Но большинство попыток реализовать на практике такие идеи заканчивались плачевно – вспомним хотя бы о том, как учение о естественном отборе было положено в основу теоретического оправдания жестокостей геноцида. Получается, что в современных условиях слепое следование «естественному» поведению может быть просто опасно. К сожалению, у человека нет возможности посмотреть, как складывалась бы его жизнь, если бы не развитие цивилизации: ведь есть же, например, парные виды – дикие и домашние утки, кошки, быки, но нигде не найдешь уже абсолютно диких людей…
В будущее или в прошлое?
Кажется, на голове у «царя природы» вместо драгоценной короны оказался не слишком удобный венец из колючей проволоки. Двигаясь вперед теми же темпами, мы рискуем окончательно разорвать связи с природой и в конце концов уничтожить свою цивилизацию и свою многострадальную планету. Резко повернуть назад тоже невозможно – давно выделившись и обособившись из мира животных, мы утратили способность самостоятельно понимать, что для нас естественно и хорошо, а что – вредно и опасно. Да и сама природа, которую мы бесконечно переделывали, перекраивали («прогибали под себя этот изменчивый мир») – она уже не ласковая матушка, готовая все нам простить. Она теперь тоже показывает свой крутой характер, закаленный в битвах с «человеком разумным»… Мы все – пассажиры скоростного поезда и если все же хотим благополучно добраться до станции (не тупика, а личной желанной цели каждого путешественника), попросим кондуктора нажать на тормоза! Остановимся, оглянемся, подумаем. Прислушаемся к словам великого немецкого романтика и философа Иоганна Вольфганга Гете: «Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права – ошибки же и заблуждения исходят от людей».
Наталья Михайлова
Личное мнение
Андрей Максимов:
– На природе я чувствую себя чужим, в опасности, и мне становится некомфортно. В этом нет какой-то практической причины – скажем, я боюсь насекомых, нет, просто я чувствую себя на природе чужаком, этаким пришельцем. Мне там неуютно.
Поэтому у меня нет дачи и я не люблю загородные поездки. Понимаю, что это не очень хорошо, потому что организм страдает от нехватки чистого воздуха.
Не дождетесь!
Историки в ответ на наши представления о безмятежной жизни древних людей на природе приводят такие факты. Продолжительность жизни древнего человека была: 40-44 года – у мужчин, 33-35 лет – у женщин. Ели наши далекие предки не только парную телятину. В периоды неудачной охоты они вываривали запасенные впрок кости, питались подтухшей, хранящейся в земляных ямах рыбой – другого способа консервации, кроме этого, да еще вяления, не знали. А в странах древнего земледелия – в Египте, на Ближнем Востоке – в годы неурожая кормились заплесневелым, изъеденным жучками зерном. Ученые в тканях египетских мумий находят следы тетрациклина – и вовсе не потому, что древние египтяне уже знали антибиотики, как полагают любители сенсаций, а потому что испорченное зерно приходилось есть даже фараонам.
Когда в древности людям не хватало еды, экономили на девочках. По костям женщин, живших тысячелетия назад, видно, как в детстве они голодали. Женщинам и мужчинам тогда доставалась разная пища: слабый пол питался преимущественно рыбой, моллюсками, ягодами... Мужчины ели мясо.
Детская смертность была колоссальная, потому что выкормить младенцев было трудно – не переведешь ведь с грудного молока сразу на вяленое мясо. Хорошо, если треть детей доживала до брачного возраста.
Антисанитария – неимоверная. Жилища тесные: 2–2,5 м2 на человека, ведь маленький дом легче отапливать. Вокруг дома – свалки, которые спускались прямо к реке или озеру. Воду на питье брали тут же. Позже, когда стали строить укрепленные поселки, все пространство между домами было заполнено навозом – за стены городского вала на ночь загоняли скот. Та же картина была и в средневековых городах, где, как известно, и помои выливали прямо на улицы. Население поголовно страдало гельминтозами.
Кто теперь считает, что людям пора оканчивать свой жизненный путь в 40–45 лет? В эти годы мы полны сил и только-только начинаем борьбу с целлюлитом. Недавно ученые объявили, что к середине XXI века люди в массе своей будут доживать до 100–120 лет. Эти расчеты основаны на успехах геронтологии по продлению жизни животных.
Пессимисты говорят: «Цивилизация нас погубит». А мы все живем, и живем все дольше. Пессимистам на их вопрос, как мы себя чувствуем в нашем экологически загаженном мире, хочется ответить строкой из анекдота: «Не дождетесь!»
Марина Матвеева