Примерное время чтения: 7 минут
1521

Последнее лето: как подготовить ребёнка к первому классу

«АиФ. Здоровье» № 23. Родившиеся до 1957 года обладают иммунитетом к вирусу свиного гриппа 04/06/2009

Как определить, готов ли ребенок к школе, и чем вам надо с ним сейчас заняться, рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики МГУ имени М.В. Ломоносова Надежда Зырянова.

Дорос малыш до серьезных систематических занятий или нет, мы можем судить по тому:

Есть ли у него желание учиться?

Как это узнать?

Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться.

Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил».

Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».

Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим».

Пятый: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятерки».

А потом спросите своего малыша, а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его учебой.

Развита ли у него речь?

Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы.

Как это узнать?

Попросите его пересказать рассказ либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много – 6-7.

По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии.

Может ли он подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам и свои действия контролировать?

Как это узнать?

Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?».Вопросов не должно быть больше десяти.

Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

Развит ли у него фонематический слух?

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.

Как это узнать?

Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.

Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коса.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если ошибается, то его фонематический слух надо потренировать.

Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные).

Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка».

Умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять главное...

Как это узнать?

Попросите его закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…» и т. д.

В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае он должен убрать «лишнюю». Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива.

Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них – пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день – ночь, лето – ? (зима)»; «часы – время, градусник – ? (температура)».

Достаточно ли развиты у ребенка тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация. Без этих навыков ребенка не обучить письму.

Как это узнать?

По тому, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами. Насколько успешно способен перерисовывать узоры, геометрические фигуры...

* * *

Если у ребенка в 6-6,5 лет есть все эти навыки, значит, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет – не спешите отдавать его в школу, он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже.

Проверка зрелости

В мозг ребенка не заглянешь, чтобы узнать, созрел он уже для школьных премудростей или нет. Но есть признаки, которые это показывают.

Физиологи говорят, что время выпадения передних молочных зубов совпадает с готовностью мозга ребенка к систематическому обучению.

Наши психологи важным считают развитие мелкой моторики: малыш умеет орудовать ножницами, много рисует, лепит и сам завязывает шнурки? Значит, можно отдавать его в школу.

Филиппинский тест готовности малыша к школе выглядит так: ребенок правой рукой через голову должен дотянуться до левого уха. Дотягивается? Готов.

Личное мнение

Олег Тактаров:

– Мой старший сын учится в хорошей театральной школе, но я не заставлял его туда поступать, он захотел сам. Он проводит корпоративы, дискотеки, из него получился классный шоумен. Средний сын играет в американский футбол, попал в сборную звезд своего округа. Младшему 5 с половиной лет. Он любит рисовать – ходит в художественную школу. Потом, может быть, что-нибудь другое ему захочется. Недавно сказал, что хочет быть дантистом. Моя задача как отца – обеспечить его учебу. Вложить деньги в образование ребенка – самое лучшее вложение.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы