Примерное время чтения: 6 минут
7041

Эпоха сахара и соли. Почему мы любим вредную еду?

Почему многие покупают котлеты, пельмени, блинчики и прочие полуфабрикаты, а не готовят их дома? Наверно не нужно доказывать, что все то же самое, но сделанное дома, вкуснее, а ещё натуральнее и полезнее. Почему почти все подсели на пакетики с чаем, и перестали заваривать листовой чай? Ну не будут же они доказывать, что чай в «памперсах» вкуснее. Просто из-за удобства и функциональности многие готовы жертвовать вкусом. 

И поэтому, есть много семей, где дома уже давно ничего не готовят, а только разогревают полуфабрикаты и другие уже готовые продукты. Их еда не вкусна, и не полезна, но так им удобнее. И эту модель пищевого поведения будут наследовать их дети. Они создадут свои семьи, и тоже будут питаться так же. Все это можно сравнить с подгузниками для детей. Очень маленьким детям не столь важно, сухие они или нет. Все эти «памперсы» больше нужны родителям, они облегчают им жизнь. А детям? Специалисты говорят, что подгузниками лучше пользоваться только при транспортировке ребенка, чтобы не переодевать его в дороге. Потому что при долгом или постоянном использовании эти средства гигиены могут негативно влиять на половые функции и на формирование гигиенических навыков. Например, они могут способствовать развитию потом энуреза (недержание мочи во сне). И этот «принцип памперса» работает во многих сферах нашей жизни, включая и выбор продуктов.

Синдром доброй бабушки

Но это только вершина айсберга, на наше пищевое поведение влияет масса других факторов. И, к сожалению, чаще негативно. Мы порой из лучших побуждений формируем плохие вкусы у своих детей. Раньше этим особенно грешили бабушки: лучший подарок для внучат – сладости, булочки, конфетки-шоколадки. Ребенок должен быть счастлив и упитан, пусть жизнь у него будет сладкой, а не полной лишений, голода и дефицита, как у них. Ведь в их детстве было так мало сладкого.

Сейчас мотивация меняется. Ребенок с раннего детства живет в мире рекламы, где любимые мультики, это, по сути, бесконечные рекламные ролики. А сами рекламные ролики сделаны так притягательно, как мультики. Детские продукты порой становятся рекламой и едой в одном флаконе: игрушки, сувениры и прочие прибамбасы, связанные с раскрученными мультяшными героями, продают в наборе с «джанком» — мусорной едой, сладкой, жирной, насыщенной пустыми калориями, красителями, ароматизаторами и прочими добавками, а не полезностями.

Ребенок выбирает продукты не по соображениям пользы, его привлекает игрушка с любимым героям. А поскольку прилагаемый продукт почти всегда сладкий, он тоже понравится. Ведь сладкий вкус очень коварен. 

Ловушка эволюции

«Эволюционно так сложилось, что со сладким вкусом у нас ассоциируется целый спектр положительных эмоций, объясняет врач-психоэндокринолог, президент Российской диабетической ассоциации Михаил Богомолов. Ведь сладкий вкус свидетельствует о зрелости плодов, об их пригодности в пищу, ведь кислые плоды ещё не зрелы, а горькие, часто уже подпорчены. Плюс, привыкание (адаптация) к сладкому вкусу происходит быстрее, чем к горькому и кислому. Кстати, к солёному мы тоже привыкаем быстрее. Все это помогает формированию неполезных вкусов. Но природа сыграла с нами плохую шутку. Исторически, это эволюционное приобретение было не так вредно, как сейчас, поскольку природная сладость продуктов была умеренной. Ситуация резко изменилась, когда мы научились делать сахар, и самое главное, сделали его дешевым и доступным. Это случилось только в ХХ веке. И тут началось повышение градуса сладости, и рост потребления таких продуктов. Сегодня их любят и потребляют в большом количестве и взрослые, и дети. Сейчас это главнейшая медицинская проблема.

Похожая история и с солью, раньше она ценилась на вес золота. Её добавляли в пищу по чуть-чуть. Теперь, когда она дешева и доступна, производители очень много добавляют её в продукты. Это им выгодно, и соль, и сахар являются консервантами. Такие продукты долго хранятся, их лучше берут на реализацию магазины. А мы привыкаем к таким концентрациям соли, и не замечаем, что продукт очень соленый. Потом даже начинаем много соли использовать уже при домашней готовке. Это очень вредно, так как способствует развитию гипертонии.  

Изменить любовь к сладкому и соленому потом очень тяжело. Есть знаменитое выражение: «Легче поменять вероисповедание, чем пищевые привычки». И это недалеко от истины. Особенно трудно изменить свои вкусы мужчинам. Обычно они переходят на правильное питание только под страхом смерти после инсульта, инфаркта или другой тяжелой болезни».

«Пить, курить и говорить начал ещё в утробе»

Самое лучшее не допускать формирования вредных вкусовых привычек у ребенка, чтобы потом он с ними не боролся всю жизнь. Когда это лучше начинать делать? «Ещё в утробе матери», заявляют французы, считающиеся нацией гурманов. Мы конечно над этим посмеиваемся и делаем скидку на поэтичность этой нации. А зря. 

Ученые уже доказали, что надо поступать именно так. Вкусовые предпочтения начинают формироваться уже у плода во время беременности. Это очень молодая наука, основные открытия в ней сделаны в последние 20 лет. Уже понятно, как это происходит. Продукты, которые употребляет беременная, влияют на вкус амниотической жидкости, в которой плавает плод, и которую он заглатывает. Показано, что потом, когда ребенок начинает получать прикорм и потреблять новые продукты, он предпочитает те, которые мать чаще всего ела во время беременности. Это продемонстрировано не только для вредных сладостей, жирностей и соленостей, но и для полезных овощей, чеснока, специй и т.д.

С молоком матери

Следующий важнейший этап формирования вкуса грудное вскармливание. То, что ест мать в это время, потом будет любить и ребенок. Он буквально всасывает вкусы с молоком матери. Это тоже научный факт. Если кормящая мать ела полезные фрукты, ребенку они тоже будут нравиться. Правильно и обратное: если мать не ела фрукты, ребенок их не любит. Так же бывает и у детей на искусственном вскармливании. К сожалению, у них нет возможности получать информацию о полезных продуктах с материнским молоком. 

Ученые считают, что ребенок с самого раннего возраста запоминает характерный вкус продукта, и эта память сохраняется долго, влияя на его пищевое поведение практически в течение всей жизни. Правда, это не исключает, что он полюбит ещё и вредности. Даже ребенку с хорошим вкусом трудно пройти без потерь сквозь агрессивную рекламу, направленную на детей, и сквозь влияние сверстников, навязывающих своим примером плохой вкус (это мощный канал влияния). Родителям нужно много трудиться и дальше, чтобы сохранить правильные вкусовые предпочтения, заложенные в ребенка. И для этого они должны сами питаться правильно, создавая здоровую пищевую среду вокруг него. Но это окупится здоровьем детей. Став взрослыми, они будут устойчивы к вредным продуктовым влияниям.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы