«Био», «эко», «органик» означает одно и то же: продукты, выращенные без применения химических удобрений и полученные без использования вредных технологий. В Испании, как и в других западноевропейских странах, увлечение органическими продуктами питания, напитками, косметикой, средствами личной гигиены, детскими товарами, одеждой и даже мебелью уже не просто дань моде. Для многих это стало стилем жизни.
Поклонников у «чистой» еды в мире становится все больше, об этом говорят и цифры: ежегодный прирост рынка биопродуктов составляет 20%, это единственный сегмент сельского хозяйства, который не только не пострадал от кризиса, наоборот, продолжает расти и в трудные кризисные времена.
Товары для Европы
Испания занимает первое место в ЕС и шестое в мире по количеству биохозяйств и биопредприятий и объемам производства биопродукции, причем львиная ее доля выращивается и обрабатывается на юге страны, в Андалусии. Однако в Германии, Австрии и соседней Франции граждане покупают намного больше биоеды. Сегодня 94% населения Германии постоянно или время от времени потребляют товары категории «эко». В Австрии, по данным опросов, биопродукты покупают и потребляют примерно 72% населения. А в Испании – меньше половины. Поэтому большая часть продукции, выращенной испанскими биохозяйствами, идет на экспорт в страны Евросоюза.
Тем не менее в крупных сетевых супермаркетах есть большие секции биопродуктов, где представлены рыбные и овощные консервы, бакалея, хлебцы и сладости, молоко и кисломолочные продукты, оливковое масло, мед, джемы, орехи и сухофрукты, вино. Фрукты, овощи и зелень с ценниками «био», выращенные в экохозяйствах, обычно лежат на овощных развалах, но отдельно от прочего ассортимента. Есть специализированные биомагазины, где представлены полные продуктовые линейки, все, что мы привыкли есть каждый день, только с приставкой «био», «эко» или «органик». Все биопродукты упаковываются только в экологически безвредную упаковку: у кассы висят пакеты из грубой, неотбеленной хлором, бумаги, никаких пластиковых пакетов…
Цены на органические продукты в Испании (как и везде в мире) выше, чем на обычные, но разница не в десятки раз, как в России, где биопродукты могут позволить себе покупать регулярно лишь обеспеченные люди. Повседневные покупки хлеба, йогуртов, молока, чая, сыров, колбасы, яблок, апельсинов и овощей в биомагазине обходятся в среднем на 20% дороже, чем в обычном. Но свежие экомясо и птица намного дороже обычных мясных продуктов, хотя иногда баловать себя биостейком все-таки можно. Недешево обходятся в биомагазине и экзотические товары, но не они определяют основные расходы на питание.
Что в упаковке
Высокая стоимость «органики» оправдана. Ведь биопродуктом имеет право называться лишь тот, который был выращен без использования пестицидов, химических удобрений, регуляторов роста, был изготовлен без искусственных пищевых добавок, генетически модицифированных организмов (ГМО) и в соответствии с утвержденными стандартами. Главный отличительный признак большинства биопродуктов (если речь не идет о макаронных изделиях, например, или крупах и чаях) – короткий срок их хранения. Все, что может храниться месяцами, содержит консерванты. Натуральный продукт без добавок столько не живет. Биопродукты могут быть свежими, сушеными, вялеными, пастеризованными, солеными, квашеными, вареными, но никогда копчеными, жареными или рафинированными.
Испанские фермеры, занимающиеся выращиванием биоовощей, биофруктов, биопшеницы, биооливок… удобряют их только навозом, для борьбы с вредителями используют только шум, свет, ультразвук, ловушки, птиц и других насекомых, поедающих вредителей. Для повышения урожайности – особый температурный режим, для чистоты грядок – только ручную прополку.
Животноводство и птицеводство не менее трудоемкие: птиц, кроликов, коров, свиней, баранов и коз не пичкают стимуляторами роста, антибиотиками и гормонами (их использование полностью запрещено в биоживотноводстве) – всем, чем, увы, так богата белковая пища современного человека. Животные пасутся в естественных условиях, на больших пастбищах и лугах, а не стоят в стойле, заплывая нездоровым жиром. Хранение и транспортировка всей биосельхозпродукции также не допускают применения каких-либо вредных веществ.
В пищевой промышленности, производящей «органику», запрещены рафинирование, минерализация и любая переработка, снижающая питательные свойства и энергетическую ценность продуктов. Разрешены вакуумная обработка и мгновенная заморозка, под запретом – обработка ультразвуком и химическая консервация. Для упаковки в пищевой биопромышленности применяются только экоматериалы, пригодные для дальнейшей переработки, – неосветленная хлором бумага, стекло, жесть, биопластик, не вступающий во взаимодействие с содержимым упаковки.
Этикетка – паспорт
Теперь о самом главном, что всегда интересует потребителя, готового переплачивать за здоровое питание. Где гарантии того, что он покупает действительно более качественные и «чистые» продукты? В странах Евросоюза и США сегодня действует система обязательной сертификации биопродукции, гарантирующая потребителям соответствующие качество сырья и способ его переработки. Первопроходцами в этой сфере были американцы, которые в конце ХХ века сформулировали и законодательно закрепили основные принципы и правила получения продуктом приставки «био», «эко» или «органик». В Европе сегодня действует даже более жесткая, чем в США, система контроля сельского хозяйства и пищевой промышленности сегмента «био».
Сертификаты, позволяющие производить и продавать биопродукты, выдаются на один год, их надо регулярно обновлять. Каждая компания и каждый производитель, работающие в сегменте «органики», должны получить «био»-сертификат на каждый вид своей продукции, на этикетке обязательно сообщается полная информация о производителе и регионе, где выращен или произведен продукт. Поэтому этикетка биопродукта в Испании, как и в других «евросоюзовских» странах, – своего рода его паспорт, гарантирующий качество.