Москва, 1 января - АиФ-Москва. Финансирование от компаний, производящих еду или напитки, может заставить исследователей «не заметить» связи между употреблением сладких напитков и ожирением, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS Medicine.
Известно, что результаты исследований лекарственных препаратов, которые финансируются фармацевтическими компаниями, могут быть предвзяты. Действуя в интересах спонсора, авторы статьи могут подчеркнуть положительные результаты и «спрятать» нежелательные побочные эффекты в недрах статьи или вовсе ими пренебречь. До сих пор было мало изучено влияние финансирования со стороны производителей на выводы исследований, посвященных еде и напиткам.
Майра Бес-Растрольо (Maira Bes-Rastrollo) из университета Наварры в Памплоне (Испания) и ее коллеги проанализировали 17 систематических обзоров, посвященных связи между употреблением сладких напитков и ожирением. Авторы шести из них работали в пищевой промышленности или получали финансирование от компаний-производителей еды или напитков. В систематических обзорах ученые собирают и анализируют отдельные исследования по какой-либо теме. В таких работах применяется стандартная методология, цель которой — гарантировать объективность выводов, поэтому они считаются надежным источником научных данных.
Бес-Растрольо и ее коллеги обнаружили, что авторы обзоров, получавшие деньги от представителей пищевой индустрии, в пять раз чаще заключали, что научные данные не подтверждают связь между сладкими напитками и ожирением. Напротив, большинство авторов независимых обзоров пришли к выводу, что сладкие напитки способствуют набору веса.
Бес-Растрольо и ее коллеги не получали финансирование от каких-либо компаний.
Работа ученых не позволяет сделать окончательный вывод о вреде сладких напитков для фигуры, однако заставляют усомниться в объективности исследователей, получающих финансирование от представителей пищевой индустрии.