Примерное время чтения: 7 минут
3973

Страх и отчаяние. Как помочь снять стресс человеку, оказавшемуся в больнице

АиФ Здоровье №1-2. Как восстановиться после коронавируса 19/01/2021

Часто больным коронавирусом требуется не только медицинская, но и психологическая помощь. Поэтому во многих больницах вместе с врачами работают психологи.

Наш эксперт – клинический психолог, кандидат психологических наук Александра Меньшикова

Тревога мешает выздороветь

Александра Чижова, «АиФ Здоровье»: Александра, вы работали в «красной зоне» одной из московских коронавирусных больниц в качестве психолога. С чем приходилось сталкиваться?

Александра Меньшикова: Пациенты были очень напуганы и самим фактом болезни, и, конечно, неопределённостью. Ведь коронавирусная инфекция мало изучена, по­этому даже врачи осторожно дают прог­нозы по поводу течения заболевания и возможных осложнений. А когда люди не могут получить ответы на вопросы, которые их волнуют, это даёт ощущение утраты контроля над ситуацией и подогревает тревогу. Разумеется, всё это действует угнетающе, а подчас даже приводит к паническим атакам. Это довольно опасная ситуация. Ведь когда человек впадает в панику, он начинает дышать слишком часто и поверхност­но, и повреждённые коронавирусом лёгкие справляются с работой ещё хуже. Возникает замкнутый круг – чем сильнее человек боится, тем хуже он дышит, а из-за этого нарастает паника. Появляются навязчивые мысли о смерти или невозможности восстановиться после болезни.

– Влияет ли психологическое состояние больных на успех лечения?

– Конечно. В ковидных госпиталях людям приходится видеть смерть довольно близко: кого-то из соседей по палате переводят в реанимацию, кто-то, к сожалению, умирает. Это вызывает страх, отчаяние и даже мысли о суициде. Мне приходилось видеть, что из-за подавленного настроения пациенты отказывались от еды, срывали кислородные маски, прекращали принимать лекарства.

– Как вы справлялись с такими реакциями?

– В основном это так называемое ­мотивационное интервью. Нужно понять, что для человека важно в жизни. Найти то, ради чего ему нужно жить. Иногда приходилось использовать поведенческие методики: давать человеку то, что он хочет (пусть даже какую-то желанную еду), в обмен на выполнение рекомендаций врача. Звонила родственникам, просила принести то, что нужно.

Как себе помочь

– Может ли человек, попавший в больницу с коронавирусом, сам повлиять на своё психологическое состояние, или без помощи специалиста не обойтись?

– От человека зависит очень многое. Первое, что нужно сделать, – постараться сконцентрироваться на ощущении безопасности. Ведь, если вы попали в стационар, вы уже находитесь под присмотром врачей, а значит, точно не останетесь без помощи. Второй шаг – это прекратить ежеминутно читать тревожные новости и выискивать информацию о смертельных осложнениях болезни. Нужно постараться отвлечься – читать книги, смотреть фильмы, слушать музыку. Также может помочь точное и тщательное выполнение рекомендаций врачей. Это даёт ощущение контроля над ситуацией и позволяет тратить эмоциональные ресурсы на выздоровление, а не на взращивание паники. Ещё один способ борьбы с тревогой – разговор с врачом. Если у вас есть какие-то вопросы, если что-то в вашем самочувствии вас тревожит, не стесняйтесь задавать вопросы врачу. Лучше заранее записать их, чтобы в нужный момент не забыть, что вы хотели спросить. Не стоит пренебрегать и общением с родными и друзьями, и лучше, если это будет видеосвязь, а не просто телефонный звонок. Ведь пациенты коронавирусных больниц видят очень мало нормальных человеческих лиц – весь медицинский персонал носит средства индивидуальной защиты, через которые невозможно разглядеть лицо врача или медсестры.

– А как близкие могут помочь больному успокоиться? Есть ли какие-то «запретные темы» в разговоре с пациентом?

– Лучше говорить о хорошем – например, о знакомых, которые уже выздоровели после болезни. Положительных примеров, когда люди с тяжёлыми хроническими заболеваниями благополучно вылечились от коронавируса, много, а если в вашем окружении их нет, не будет ничего страшного, если вы придумаете пожилого коллегу, который недавно переболел коронавирусом. Поговорите с человеком и о тех вещах, которые были важны для него до болезни, – о планах, которые были до госпитализации. Придумайте, как вы воплотите их в жизнь после ­выписки. Кстати, именно этим приёмом я часто пользовалась в своей работе. Человеку нужно дать стимул к выздоровлению и чувство конечности этого заболевания.

– Но что, если человек, попавший в больницу, не хочет говорить о будущем, а думает лишь о своём плохом самочувствии?

– Необходимо убедить человека, что всё, что с ним происходит, к сожалению, нормально для течения этой инфекции и нужно просто дождаться, когда тяжёлые симптомы отступят. Не стоит подкреплять тревогу близкого человека слишком подробными расспросами о его здоровье. Если каждую минуту спрашивать о том, как человек дышит, нет ли проблем с сердцем, больной невольно начнёт концентрироваться на неприятных ощущениях в том или ином органе. Поэтому родст­венникам пациента перед звонком в больницу в первую очередь нужно ­успокоиться самим.

Казалось, что это  кино

– Тревогу по поводу опасной инфекции испытывают не только больные, но и врачи. Вам было страшно, когда вы впервые входили в «красную зону»?

– Нет. Скорее было непривычно. ­Пустые коридоры больницы, СИЗ, ­которое надели на меня, врачи в специальных костюмах с закрытыми лицами – мне казалось, что это всё нереально, будто я попала в кино про Чернобыль. Но это быстро прошло, ведь работы было очень много и она была очень непростой, поэтому времени концентрироваться на своих ощущениях просто не было.

– Что было сложнее всего?

 – Главные инструменты в работе психолога – это мимика и интонация голоса. Когда ты в специальных очках и медицинской маске, полноценно пользоваться этими инструментами невозможно, поэтому наладить контакт с больным сложно. Кстати, врачи, которые работали вместе со мной, это отлично понимали и всеми силами старались сократить психологическую дистанцию с больным. В обычной жизни доктора часто разговаривают с пациентами как начальники с подчинёнными. Здесь же все старались общаться с больными как с равными партнёрами, вовлекая их в процесс лечения. Ведь пациент должен чувст­вовать себя в первую очередь человеком, а не телом, в которое впихивают лекарства. А чтобы людям не было страшно, и я, и врачи писали на медицинских костюмах свои уменьшительные имена – психолог Саша, медсестра Катюша, доктор Сан Саныч. Это нужно не столько для того, чтобы больной мог узнать врача или медсестру, облачённую в СИЗ. Это помогает снять психологическое напряжение у пациента. Ведь никто не станет бояться Катюши или ругаться с Настенькой.

– А что помогало вам самой снять напряжение после рабочего дня? Чего вам больше всего хотелось, когда вы возвращались домой?

– Спать. Сон – это лучшее средство, чтобы восстановить силы.

Важно!

Как снять стресс, находясь в больнице:

1. Сосредоточьтесь на хороших новостях.

2. Выполняйте назначения врача.

3. Больше общайтесь с близкими.

4. Вспомните о своих планах, которые были до госпитализации.

5. Не стесняйтесь задавать вопросы врачу.

6. Используйте специальные мобильные приложения для релаксации – расслабляющую музыку, звуки природы. Также есть приложения для успокоения и медитации – так называемые практики осознанности.

7. Постарайтесь развлечь себя: смотрите смешное видео, кино, попросите родст­венников передать вам книги, кроссворды.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах