Школьников перевели на дистанционное обучение. Родители переживают, что дети так не освоят программу и вообще, мол, ленятся.
Оказывается, не всегда лень – плохое качество. Есть немало серьёзных исследований, доказывающих, что человечество до сих пор не вымерло именно благодаря… лени. Лень защищает мозг и психику от перегрузок, позволяет экономить жизненную энергию и в целом жить дольше. Почему и сколько нужно лениться детям, рассказала доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ и департамента психологии Высшей школы экономики, кандидат психологических наук, семейный психотерапевт Елена Чеботарёва.
«Перезагрузка»
Требуя «полениться», организм сигналит о том, что ему пора отдохнуть и переработать полученную информацию. Чтобы закрепить новые навыки, знания, необходимо временами состояние покоя, когда человек внешне ничем не занят. А мозг тем временем систематизирует накопленные данные. Если всё время «грузить» новые впечатления, такой обработки не происходит. Как лениться? Можно посмотреть кино, полистать соцсети, поваляться на диване, даже поиграть в компьютерные игры. Наша психика запрограммирована на экономию энергии, которая может пригодиться для более значимых вещей. Важно отличать, когда лень возникает от усталости, необходимости перезагрузиться, а когда – от стремления отсрочить то, что вызывает неприятные эмоции.
Увеличение работоспособности
Перспектива полениться – это хорошая мотивация. Когда ребёнку говорят, что если он сделает уроки к определённому сроку, то сможет позаниматься своими делами, у него появляется стимул правильно организовать своё время. Уметь сделать дело и отвлечься, побездельничать – важные для жизни навыки. А вот если человек знает, что, как только он справится с одним видом работы, ему тут же поручат другой, то есть побездельничать всё равно не удастся, то у него нет стимула справляться с делами. Это, скорее всего, приведёт к тому, что ребёнок научится растягивать начало работы, отвлекаться, бездельничать во время её выполнения. Он будет смотреть в книгу, но никак не продвигаться с уроками. В итоге получится, что к концу дня ребёнок ничего не сделал, а при этом сильно устал. Не зря говорят, что от несделанной работы люди устают ещё больше, чем от сделанной. Когда что-то висит над душой, это забирает много энергии. Поэтому лучше спланировать так, чтобы периоды погружения в работу и отвлечения чередовались. Такой подход будет повышать работоспособность и стимулировать вовремя закончить важную работу.
Повышение творческих способностей
Когда активную работу сменяет пассивное времяпрепровождение, нерешённые задачи продолжают подсознательно додумываться. И появляется возможность найти лучшее, нестандартное решение. Если хотите, чтобы у ребёнка проявилась склонность к анализу, к более глубокому размышлению, нужно научить его не только переключаться с одного вида деятельности на другой, но и делать перерывы на ленивый отдых.
Плюс к тому лень сама по себе способствует креативности. В истории немало примеров, когда изобретения появлялись именно потому, что человеку лень было делать что-то привычным, рутинным способом. Например, так были изобретены «дворники» на автомобилях, автомат-караоке, подгузники для малышей, пульты дистанционного управления, всевозможные «умные» гаджеты и множество других вещей.
Возможность разобраться в себе
Если ребёнок регулярно ленится что-то делать, поговорите с ним о том, почему он откладывает работу. Может быть, ему неинтересно, а возможно, он боится неудачи, не уверен, как сделать лучше. Как только вы поймёте чувства, которые стоят за таким поведением, вы сможете ему подсказать наилучший выход – разбить работу на этапы, подбодрить либо просто посоветовать отдохнуть.
Сосредоточьтесь на том, что ему интересно, где он может раскрыть свои способности.
Способ обрести внутреннее равновесие
Многим родителям кажется, что если дать слабину, позволить ребёнку полениться, то все их многолетние усилия по воспитанию мгновенно пропадут. Поэтому они продолжают давление, не давая ребёнку права расслабиться, быть хуже других и не позволяя отойти от бесконечной гонки – «ты должен, должен…». Очень тяжело, оказывается, убедить таких чрезмерно ответственных родителей, что иногда можно не сделать уроки, например, и мир от этого не перевернётся. Лучше научить ребёнка, как справляться с этим в реальной жизни. Задумайтесь: кроме успешности в делах человеку для счастья необходимо ещё и ощущение внутреннего душевного равновесия, умение контактировать с людьми, получать удовольствие от жизни. Наверное, родители хотят в первую очередь вырастить детей счастливыми, а не только успешными.
Как часто полезно бездельничать
Коротких перерывов в течение дня должно быть много. Можно взять по аналогии уроки в школе: 45 минут активничаешь – 5–10 минут отдыхаешь. Интервалы появились неслучайно. Психологи доказали: такое планирование работы оптимально с точки зрения психофизиологии. Человек не может быть постоянно сосредоточен на одной работе, ему необходимы перерывы. Но и слишком частое отвлечение не позволит сосредоточиться, «вработаться» и выйти на оптимум эффективности. Конкретные интервалы работы и отдыха зависят от возраста, особенностей ребёнка, его состояния в данный момент.
Один раз в 4 часа желательно делать большой перерыв. В это время стоит не просто отвлечься от работы, а переключиться на что-то совсем другое, неважное, приятное безделье.
Раз в неделю у ребёнка должен быть полноценный «выходной». Целый день, полдня или несколько часов – зависит от его учебного графика. Это его личное время, когда он предоставлен сам себе и делает, что хочет.
В течение учебного года можно несколько раз разрешить ребёнку не пойти в школу «просто так». Договоритесь, что один день в месяц или несколько месяцев (смотря, на что готовы пойти мама и папа) он может, ничего не объясняя, прогулять уроки. Это реально помогает. Когда ребёнок знает, что у него есть возможность взять «отгул», если очень чего-то не хочется, то нет нужды врать родителям, тайно прогуливать школу, придумывать отговорки. А поскольку ресурс ограниченный, ребёнок учится распоряжаться им правильно – приберечь на важное, когда совсем нет сил или предстоит что-то крайне неприятное, чего хочется избежать (урок, контрольная, которую точно не придётся пересдавать, и т. д.). С младшими школьниками можно подробно обсуждать, как пользоваться правом «прогула». Со старшими лучше оставить решение вопроса полностью на их усмотрение.