aif.ru counter
2936

Ни минуты на месте! Как справиться с непоседливым ребёнком?

Статья из газеты: АиФ Здоровье №25 23/06/2016

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности страдают до 20% современных детей. Почему? И как утихомирить такого ребёнка?

В большинстве случаев гиперактивный ребёнок перерастает синдром и к 13–14 годам практически ничем не отличается от сверстников.
В большинстве случаев гиперактивный ребёнок перерастает синдром и к 13–14 годам практически ничем не отличается от сверстников. © / Shutterstock.com

Причины и следствия

Единого мнения, отчего возникает синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), до сих пор нет. Кто-то предполагает, что в его основе лежат органические поражения головного мозга, которые, в свою очередь, могут быть вызваны или внутриутробным кислородным голоданием или родовой травмой.

Кто-то связывает СДВГ с нарушением выработки гормона дофамина. Существуют и совсем уж экзотические теории. Например, что симптомы СДВГ мы унаследовали от первобытных людей. У доисторического охотника периоды сверхконцентрации внимания при выслеживании добычи чередовались с периодами бездействия. Переход от охоты к земледелию требовал иного типа внимания. Но в генах у некоторых из нас остались черты «охотничьего» образа жизни.

Как бы то ни было, родителям гиперактивных ребятишек не позавидуешь. В школе от детей требуют усидчивости и дисциплины. А избыток энергии и неумение сосредоточиться считаются чуть ли не смертным грехом и наказываются плохими оценками.

Перерастёт?

В большинстве случаев гиперактивный ребёнок перерастает синдром и к 13–14 годам практически ничем не отличается от сверстников. Однако, если ребёнку ещё в детском саду успели объяснить, что он «самый бестолковый», а измотанные претензиями родители не нашли в себе сил защитить своего малыша, именно к подростковому возрасту проявления СДВГ могут сыграть с ним злую шутку. «Самый плохой», «самый трудный» – он идёт к плохим и трудным, становится членом подростковой группировки, – пишет психолог Екатерина Мурашова в своей книге «Ваш непонятный ребёнок». – Здесь его бесстрашие, импульсивность, презрение к увещеваниям и наказаниям впервые оказываются уместны и вызывают уважение сверстников. Отвергнутый «нормальным» миром, именно здесь он находит сочувствие и понимание. И тогда, учитывая интеллектуальную и эмоциональную поверхностность гипердинамичного подростка, нужны какие-то экстраординарные меры и события, чтобы заставить его свернуть с выбранного им пути». Чтобы этого не произошло, мамы и папы должны спохватиться гораздо раньше.

Что же делать?

Оценивайте поступки, а не личность ребёнка. Вы можете сказать ему: «Я терпеть не могу, когда ты разбрасываешь игрушки». Но нельзя по тому же поводу говорить: «Ты – неряха».

Сделайте так, чтобы он больше двигался. Установите дома спортивный комплекс, чтобы ребёнок в любую минуту мог повисеть на канате или покачаться на кольцах. Пусть до упаду бегает во дворе. Как только позволит возраст, отведите его в спортивную секцию.

Вместе с ним планируйте и оценивайте последствия его поступков. Он не может предвидеть, что будет, не умеет спланировать, чтобы всё получилось, и вы должны ему в этом помочь. «Это может быть опасно, потому что…», «Если ты сейчас поступишь так, то в следующий раз…»

Никогда публично не присоединяйтесь к окружающим в оценке вашего ребёнка. Ведь вы, родители, его единственный оплот и защита. Пусть ваше чадо знает: есть кто-то, кто видит в нём не только отвратительного хулигана.

Говорите ему о чувст­вах, которые испытывают другие люди, проясняйте нравственную и этическую глубину ситуаций. К сожалению, ребёнок с СДВГ поверхностен не только в своих увлечениях, но и в своих нравственных оценках, и для него важно в дальнейшем иметь некий алгоритм анализа ситуаций.

Приучайте его к усидчивости и внимательности. Например, с помощью таких игр: «съедобное – несъедобное», «да» и «нет» не говорите»…

Обратитесь к психологу.

Он расскажет, с какими трудностями вам придётся столкнуться. Например, совет «взять себя в руки», «сосредоточиться» не принесёт ничего, кроме вреда. А попытки уговорить гиперактивного ребёнка «сидеть спокойно» и «не вертеться» – бесполезная трата времени.

Скорректируйте его питание. Около 70% детей с СДВГ испытывают дефицит магния. Причём осенью и зимой этот дефицит только усиливается. Включите в меню ребёнка как можно больше зелёных овощей и фруктов, круп, злаков. А также продуктов, содержащих витамин В₆ (он способствует усвоению магния из пищи) – его много в бананах, печёном с кожурой картофеле, буром рисе, гречке.

Гиперактивен ли ваш малыш?

Проверьте своё чадо по этой анкете. Если наберёте 6 и более признаков невнимательности и/или 6 и более признаков гиперактивности и импульсивности, проконсультируйте ребёнка у психолога и невролога.

8 признаков невнимательности

  • Ребёнок невнимателен к деталям, из-за этого допускает ошибки в заданиях.
  • Легко отвлекается, с трудом сосредотачивается.
  • Не слушает обращённую к нему речь.
  • Не может довести дело до конца (но не из протеста и не из-за того, что не понял задание).
  • Ему трудно спланировать самостоятельную работу.
  • Старается избежать выполнения заданий, требующих продолжительного усилия.
  • Часто теряет вещи.
  • Забывчив.

6 признаков гиперактивности

  • Беспокоен, постоянно крутится, дрыгает руками и ногами, всё время что-то теребит.
  • Не может усидеть на месте, когда это требуется (например, вскакивает на занятиях).
  • Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, носится, прыгает, пытается куда-то залезть, когда это не разрешается.
  • Не умеет тихо, спокойно играть или заниматься своими делами.
  • Всегда «заведён», ведёт себя так, как будто у него внутри мотор.
  • Чрезмерно разговорчив, болтлив, поток речи невозможно остановить.

3 признака импульсивности

  • Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и даже не дослушав их до конца.
  • Ему трудно ждать своей очереди.
  • Постоянно прерывает говорящих и вмешивается в чужие разговоры – не даёт другим разговаривать и играть.

Важно!

Детям, у которых есть трудности с концентрацией внимания, помогает музыка, говорят американские исследователи из города Сан-Диего.

Они предложили ребятам войти в состав гамелана – традиционного индонезийского оркестра, где исполнители играют на ксилофонах, металлофонах, гонгах и барабанах. Здесь нет сложной техники, важно лишь чувствовать ритм и слышать группу.

Гиперактивные дети занимались в гамелане год. И чем больше они учились попадать в общий ритм и синхронизироваться с остальными участниками ансамбля, тем лучше становились результаты их тестов на интеллект, мышление и сообразительность. Исследователи предполагают, что такие музыкальные занятия помогут лечить СДВГ.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Загрузка...

Актуальные вопросы

  1. Можно ли замораживать арбуз?
  2. Какие прививки рекомендуется сделать детям перед школой?
  3. Что случилось с Никитой Михалковым?


Самое интересное в регионах