Место встречи - коридор
«До 80% травм школьники получают на переменах, - сообщила Ольга Галузина, член комиссии по негативным проявлениям экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы, главный редактор информационно-методических журналов «НаркоНет», «Не будь зависим». - На первый взгляд, обеспечить безопасность именно в стенах школы несложно - достаточно поставить дежурного в каждую зону риска, но на практике всё оказывается иначе».
Во-первых, дети более мобильны, активны и поэтому травмы у них зачастую оказываются тяжелее, чем могли бы получить взрослые в той же ситуации. Во-вторых, у детей до определённого возраста отсутствует либо снижено чувство опасности. Они не предвидят последствий своих действий. Высидев неподвижно 45 минут урока, дети пытаются выплеснуть накопившуюся энергию, и не всегда это получается безопасно. В московский НИИ неотложной детской травматологии регулярно попадают дети, получившие тяжелейшие черепно-мозговые травмы на переменах. Подростки зачастую совершают безрассудные поступки, чтобы выглядеть крутыми в глазах сверстников.
Конечно, учителя и школьные воспитатели по закону «Об образовании в РФ» обязаны обеспечить безопасность ребёнка в школе. Но они не всесильны и не всегда могут предвидеть, где ребёнок может травмироваться. Вот по неосторожности хлопнули дверью, защемили пальцы. Поэтому очень важно не только учителям, но и родителям время от времени напоминать детям о том, чего не стоит делать, чтобы не получить травму.
Разум и чувства
Понятно, что просто нравоучительные речи взрослых ребята частенько пропускают мимо ушей. Попробуйте предложить ребёнку игру - кто больше придумает ситуаций и мест, где в школе возможно получить травму. Например, что будет, если кто-то решит придать себе ускорение при спуске с лестницы и прокатиться на перилах? Или устроит фехтование ручками или линейками? Возможно, вы узнаете для себя много интересного. И тут же обсудите, как можно было бы предотвратить нежелательные последствия.
Поощряйте занятия ребёнка в спортивной секции. Ведь такие дети становятся не только физически крепче и эмоционально устойчивее, но и обладают хорошей координацией, умеют правильно сгруппироваться при случайном падении.
Более младшим школьникам нужно объяснить много раз правила поведения на прогулке. Вспомните сами, легко ли вам с ребёнком на детской площадке? Не успеют родители отвернуться, как сорванец уже что-нибудь натворил или откуда-нибудь упал. А теперь умножьте энергию одного ребёнка на двадцать, то есть воспитателю на прогулке на продлёнке приходится в двадцать раз сложнее, чем родителям.
Со старшеклассниками стоит поговорить о том, что самоутверждаться кулаками, пытаться возвыситься за счёт более слабых - недостойно, и о том, как важно научиться сдерживаться. Лучше всего, если этот разговор заведёт с сыном папа. Наконец, любые драки - это риск оказаться на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних полиции, что может помешать ребёнку в будущем поступить в хороший вуз. Так что даже если эмоции зашкаливают, надо несколько раз глубоко вздохнуть, успокоиться, включить голову, а потом искать выход из сложившейся конфликтной ситуации.