Три предпосылки
Понятно, что времена меняются и опасностей, особенно в больших городах, стало больше, чем тридцать лет назад. Но ведь всю жизнь водить ребенка за ручку не будешь. Когда же можно руку разжать? По мнению большинства психологов, не раньше чем сойдутся вместе три предпосылки для такого решения.
Когда появится доверие к ребенку. То есть в какой-то момент родители понимают, что ребенок уже достаточно большой, чтобы прийти одному из школы или провести в одиночку вечер дома. Во многом это показатель именно родительской психологической готовности дать ребенку самостоятельность. И зачастую именно родители не готовы доверять ребенку, а потому во дворе школы не только первоклашек, но и подростков встречают бабушки.
Значит, нужно переломить свой страх и свое недоверие к ребенку и отпустить его – в школу, в магазин, на улицу.
Когда ребенок докажет свою самостоятельность, именно на ней зиждется ваше доверие к нему. Прежде чем давать сыну или дочке ключи от квартиры, вы должны быть уверены, что дети умеют открывать и закрывать замок – и это как минимум. По большому счету они также должны знать и уметь массу других вещей: самостоятельно переходить дорогу и пользоваться транспортом – если куда-то ездят одни, разговаривать по телефону с чужими людьми, если те звонят в ваше отсутствие, знать, куда звонить в экстренных случаях и что делать, если замок заклинило или ключи потерялись. В каждой семье эти вопросы решаются по-разному, да и предусмотреть все возможные сценарии нереально, но некий общий алгоритм действий в экстренных ситуациях должен быть выработан. А ребенок должен быть достаточно самостоятельным, чтобы его в случае необходимости применить.
Когда малыш докажет свою зрелость, которая зависит не только от воспитания, но и от возраста. Понятно, что трехлетнего малыша вы не оставите одного во дворе и пятилетнего не пустите одного переходить дорогу, потому что в силу возраста они еще не умеют ориентироваться в ситуации.
Но многие родители, особенно если нет бабушек-дедушек-нянь, оставляют детей дома одних лет с шести. И это возможно, если ребенок знает все правила безопасности и созрел, чтобы соблюдать их.
Свобода шаг за шагом
Общепринятых норм, с какого возраста какую свободу предоставлять ребенку, нет. Но, как правило, первую возможность проводить во дворе время самостоятельно, дети получают при поступлении в школу. Здесь невозможно дать общий совет, до какого возраста провожать ребенка в школу и встречать из нее. Это зависит от многих, в том числе и вышеизложенных факторов. Большинство психологов и педагогов считают, что уже к пятому классу школьник должен уметь и в школу один ходить, и дома побыть, и в магазин его можно отправить.
Если вы по-прежнему боитесь предоставить ему самостоятельность, задумайтесь, в чем дело: вы не доверяете ребенку или он и правда еще не готов к свободе? И то и другое не очень хорошо.
Вообще, гиперопека – это серьезная проблема сегодня. Конечно, родители боятся за детей, и эти страхи понятны и обоснованны. Но надо не просто бояться, а учить ребенка избегать опасных ситуаций.
Эти правила в принципе просты и известны: не доверять чужим людям, не заходить с подозрительными личностями в подъезд и лифт, не открывать дверь чужим, не ходить в темноте по пустырям, соблюдать правила ПДД… Но, чтобы внушить эти правила ребенку, потребуется немало времени. Постоянное общение на эти темы. Постепенное приучение: оставили на полчаса одного дома, на пятнадцать минут во дворе, отправили в магазин в соседнем доме, а сами в сторонке следите за ним… Но мы спешим, бежим по жизни, нам некогда заниматься таким обучением, в итоге – многим проще держать ребенка у юбки, чем малыми дозами уже с нежного возраста давать ему свободу.
Плоды самостоятельности
Предоставляя ребенку определенную степень свободы, сразу приучайте его к ответственности за ее плоды. Если он один гуляет во дворе, у него должны быть часы и он должен четко соблюдать договоренность, во сколько вернется домой. Если приходит один из школы или поехал на занятия секции или к друзьям, у него должна быть привычка на уровне рефлекса – позвонить родителям, что он на месте. Требуйте неукоснительного выполнения этих правил, это снимет многие проблемы в будущем.
Если ребенок остался дома один, у него должны быть все номера телефонов, по которым он может позвонить в тревожной для него ситуации.
Отдельно стоит вопрос мобильных телефонов. Мобильник ему понадобится, как только ребенок начнет куда-то ходить один. Но и здесь есть простые правила безопасности. Во‑первых, внушите наследнику, что не стоит лишний раз доставать его на людях, а сам телефон, особенно для младшего школьника, лучше приобрести подешевле, исключительно для его прямого назначения. Во‑вторых, ребенок должен твердо знать, что никакая вещь не может быть дороже его здоровья и жизни. А потому лучше отдать телефон, деньги хулигану, чем подвергать себя риску. Это не трусость, а разумная предосторожность. По той же причине лучше задать стрекача, чем оказать сопротивление тем, кто старше и сильнее. Ребенок должен быть уверен, что родители не будут стыдить его или ругать за «потерю». Возможно, это знание спасло от большей беды моего сына, когда ему, тринадцатилетнему, заломили руки взрослые парни и вытащили из кармана телефон.
И еще важный момент – ребенок должен уметь обратиться за помощью: к учителю, полицейскому, служащим метро, наконец, просто к прохожему. Но для этого он должен уметь внятно объяснить, что произошло. И этому тоже надо учить.
В каком возрасте начинать отпускать своего ребенка одного на улицу, зависит и от ребенка, и от двора, где он гуляет! В наше время опасность подстерегает детей на каждом шагу. Я сейчас говорю не только о человеческом факторе, но и о состоянии детских площадок, которое оставляет желать лучшего.