Эти проблемы волнуют родителей во всём мире, многие из них загубили множество нервных клеток, пытаясь найти выход. Ищут его и учёные.
Вопрос жизни
На днях психологи из Университета Лафборо в Англии опубликовали в научном журнале «Аппетит» (Appetite) исследование, в результате которого детей от 2 до 4,5 лет успешно приучили есть прежде ненавистные им овощи. Выбор овощей был неслучаен. Сладкие фрукты и красивые ягоды дети кушают ещё неплохо. Но с овощами беда. По статистике, дети съедают примерно одну пятую от того, что им рекомендуется. И потом по жизни эта привычка сохраняется. А ведь это вопрос жизни и смерти: овощи являются важнейшим компонентом пищи. Благодаря им человек защищается от рака, повреждений сосудов и иных хворей, развитию которых, к слову, помогают так любимые детьми сладости. Но вкус у овощей не столь яркий, как у конфет, и дети часто отвергают их после первой пробы. А многие даже попробовать отказываются!
Съешь? Получишь!
Как же психологи заставили детишек кушать ранее невкусные для них огурцы, помидоры черри, болгарский перец, сельдерей, горох и ростки молодой кукурузы (именно эти овощи использовали в эксперименте)? Учёные придумали несколько ритуалов, сопровождающих приём пищи. Для начала родители тоже должны были есть этот овощ, нахваливая его изо всех сил: «Ах, какая красивая и вкусная кукурузка!» и т. д. и т. п. А потом, предлагая его ребёнку, они обещали малышу сюрприз - это был стикер (наклейка) с интересующей ребёнка картинкой. Его вручали, если чадо соглашалось вкусить овощ. Было желательно, чтобы ребёнок тоже похвалил его гастрономические достоинства. Даже если он отказывался есть с первого раза (а также со второго, третьего и т. д.), родители должны были предлагать ему продукт снова и снова. Эксперимент длился 2 недели, и ежедневно данный ритуал нахваливания и надкусывания должен был повторяться. В итоге подавляющее большинство детей начинали есть овощи. Когда родители их не нахваливали, а просто предлагали сюрприз, эффект тоже был, но хуже. А вот когда родители ничего не предлагали в качестве подарка, эффект был нулевым! Похоже, главную роль играл именно этот приз. В общем-то психологи использовали технологии рекламщиков, и родителям нужно взять их на вооружение. Таким же способом можно научить малышей есть и другие полезные продукты - кашу и прочее.
- Большую роль играет сам сюрприз, он должен нравиться ребёнку - маленький, простой, но приятный сердцу малыша, - говорит детский психолог Юлия Гуревич. - Большую роль могут сыграть детали - для каждого блюда хорошо иметь свою чашечку, тарелочку, ложечку, и чтобы они очень нравились ребёнку. Постарайтесь превращать такую трапезу в игру, в интересный ритуал. Очень хорошо делать фигурки из овощей. Например, гриб с ножкой из огурца, а шляпкой из помидора. Проявите фантазию. Это очень помогает расширить меню ребёнка и ввести в него разные полезности.