9756

Профилактику дислексии: как правильно учить ребенка чтению

«АиФ. Здоровье» № 37. Ежедневное пение избавляет от храпа 12/09/2013

Рассказывает наш эксперт – директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор, академик РАО Марьяна Безруких.

Хотели как лучше…

В появлении дислексии зачастую виноваты сами родители. Их тщеславие и стремление научить своего ребенка читать как можно раньше, может сыграть злую шутку. Раннее обучение чтению, когда еще у малыша не все функции для этого сформированы, как раз и приводит к такому печальному результату.

Научиться читать к 5 годам способны всего 20% детей, остальные могут лишь освоить так называемое угадывающее чтение. А это и есть прямой путь к дислексии. Мамам и папам надо помнить, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми, у каждого «фрукта» свой срок созревания. То же самое касается и раннего обучения в школе. 30% детей «созревают» для этого лишь к 8 годам, а остальные 70% – не раньше чем к 6–7. Ведь, для того чтобы уметь читать, мало знать буквы. Процесс этот гораздо сложнее. Так что не стоит стараться быстрее сделать из малыша библиофила. Гораздо полезнее развивать в ребенке все те функции, которые подготавливают его к правильному восприятию текста. И, когда они будут сформированы, ребенок быстро «дозреет» и научится читать правильно.

Учеба в удовольствие

                                                               
Важно
Диагноз «дислексия» врач-дефектолог или психоневролог не имеет право поставить раньше, чем ребенок пойдет в 3–4-й класс. До этого возраста можно говорить только о наличии трудностей в обучении чтению и письму. Но если уже в начале учебы первоклассник за букварь садится только из-под палки, то родители не должны срочно решать проблему. Спохватившись вовремя, можно справиться с этой проблемой вполне успешно и за относительно короткий срок.

Начинать профилактику дислексии следует еще с пеленок. С малышом нужно больше разговаривать, играть, читать ему книги, а когда он подрастет, как можно чаще провоцировать его на диалог, а затем и на монологическую речь. Пусть пересказывает сказки, мультики, составляет рассказы по картинке, делится своими переживаниями и впечатлениями. Помимо речи также с первых дней жизни нужно развивать и зрительно-пространственное восприятие ребенка: учить его сначала дотягиваться до погремушек, затем собирать пирамидки и башни из кубиков, а позже срисовывать предметы.

Развивать мелкую моторику пальчиков помогают пазлы, мозаика, конструктор. Необходимо также работать над вниманием и памятью маленького человечка. Вот, например, одна очень полезная игра, которая отлично подготавливает ребенка к чтению, но ее лучше начинать после 5 лет. Надо разрезать картон на квадратики, нарисовать на них печатные буквы и разрезать каждую букву на две части. Затем смешать все картинки, найти половинку одной буквы и попросить ребенка отыскать вторую, недостающую половинку. Следующий этап – разрезать картину с буквой на 4 части и попросить малыша восстановить буквенный пазл целиком.

Вся эта работа не должна носить эпизодический характер, ее надо сделать системным, ежедневным делом. Но любые занятия с дошкольником 4,5–5,5 лет не должны превышать 5–10 минут, и проводить их нужно только в такое время, когда и у вас, и у малыша хорошее настроение. Успешной может быть только эмоционально привлекательная деятельность. Если малыш отвлекся – не нужно его заставлять возвращаться к невыполненному заданию. Лучше перенести это на другой раз.

Ликвидация безграмотности

Еще одна большая опасность заключается в порочной практике скоростного чтения, которое навязывается ребенку во многих школах. Это еще полбеды, если учитель проводит проверку на скорость чтения в скрытой форме, но, к сожалению, в большинстве учебных заведений эта «экзекуция» выглядит как соревнование, результаты которого строго оцениваются, сравниваются и обсуждаются в классе.

Конечно, для ребенка это стресс, и очень опасный.

Причем мучают детей зря – ведь при чтении вслух быстрее 80 слов в минуту человеческое ухо воспринимает только часть информации, поэтому овладевать этим навыком бессмысленно. Недаром же великий психолог Л. С. Выготский сказал: «Чисто механическая способность читать, скорее, задерживает, чем продвигает вперед культурное развитие ребенка».

Так что, если учитель начальных классов предъявляет к ребенку завышенные требования, изводит его проверками на скорость чтения, подавляет эмоционально, обвиняя в лености или неспособности учиться, при этом не хочет разбираться в причинах трудностей, это свидетельствует лишь о неквалифицированности педагога.

Учеба у такого специалиста может закончиться для ребенка не только дислексией, но и тяжелым неврозом, заиканием и психосоматическими заболеваниями. И тут уже дело родителей, оставлять ли своего сына или дочь учиться у такого «профессионала» или переводить в другой класс.

Читайте в соцсетях!

Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы