Каждый родитель воспитывает свое чадо по-своему – одни предоставляют максимальную свободу действий, другие – делают ставку на доверительные отношения с ребенком, а кто-то – держит своих детей в строгости и под полным контролем. И при этом все родители в чем-то правы, и все – иногда ошибаются.
О психологии воспитания, отношений родителей и детей, и о том, как понять, не перегибаете ли вы палку – рассказала психолог, руководитель центра «СоДействие», Анна Хныкина.
Майя Миличь, АиФ.ru: Какие воспитательные ошибки обычно родители совершают по отношению к детям?
Анна Хныкина: Большая часть ошибок проистекает из самомнения родителей и их полной уверенности в том, что они всегда правы и что хорошим человеческим отношением можно ребёнка «испортить».
- Бывает, что родители «срываются на крик». Почему нельзя орать на ребенка и даже повышать голос?
Нужно всегда держать в голове, что ребёнок - личность. Именно это имеется ввиду, когда мы говорим, что относиться к нему надо как ко взрослому. Под этим ни коим образом не подразумевается, что у вас не должно быть секретов от ребенка, или что с ним нужно разговаривать на его молодежном сленге, давать ему принимать важные решения в 3 года или вместе критиковать «училок» и «воспиталок». Правильное отношение к ребенку заключается в самом понимании того факта, что перед вами личность и уважать её. И, если вы не можете, к примеру, орать на мужа, маму, соседа, то и ребёнок заслуживает такого же отношения.
Как говорил А.П. Чехов: «Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...»
«Хватит!»
- Все дети шалят и балуются. Все родители вынуждены наказывать детей. Но как это правильно делать?
- Если ребенок балуется или даже бесится, что нужно его спокойно остановить, отвлечь, переключить внимание. Это работает с детьми в возрасте до 4-5 лет. После этого возрастного рубежа можно ограничивать интересы и запрещать что-то, отказывать. И важно помнить, что ни у кого нет права прикладывать руки.
- Где грань между подзатыльником, профилактической поркой и побоями, которые ребенок вам не простит?
- Дело в том, что своим родителям ребёнок всё простит! Вопрос в том, как и каким он вырастет и будет жить. Воспитывая, мы думаем, что «учим» жить, на самом же деле мы показываем ребёнку «какая у него есть и будет жизнь», мы закладываем в него картину мира, в котором он будет существовать потом. И если мы будем применять насилие, он будет потом с этим жить всегда. Вас не будет, а его всё будут тюкать, воспитывать, давать подзатыльники...
Грань там, где унижение. Вот и думайте: унизительно — это ударить по попе или по голове? Чтобы найти ответ на этот вопрос, задумайтесь – а что лично вам бы больше понравилось?
Поддержка и критика
- Как вселить в ребенка уверенность в себя?
- В детском возрасте есть интересный период, 4-5 лет, когда детям хочется ощущать грандиозность. Они играют в героев и супергероев, принцесс и королев. Вы можете слышать игровые истории о том, как «Самый Главный» или «Самый Сильный и Смелый Кто-то» кого-то победил или спас. И, конечно, дети ассоциируют себя с этими героями. Ребёнок может в этот период вас спрашивать, перевоплощаясь, действительно ли сейчас, когда он, к примеру, Дракон, он самый могучий и всесильный. Вот такие игры надо поддерживать. И признавать способности сверх-существ. Не нужно здесь объяснять, что сейчас, ребенок - Дракон, и только потому вы признаёте его силу. Ребёнок это понимает и так, он именно поэтому и перевоплощается, что уже понимает ограничения реальности. Надо помочь ему просто побыть там и на время «поверить», что он и есть - Дракон.
Так воспитывается любовь к процессу, а не к результату. Но играть с ребенком нужно мягко, чтобы не ранить немного корявое, но уже лидерство и стремление к результату. Потому что оно очень понадобится, когда малыш пойдёт в школу. Без любви к себе и веры в себя никаких достижений в будущем не будет.
- Как правильно критиковать ребенка, не убив в нем уверенность в себя?
- Не оценивая, просто показывать причинно-следственную связь. «Вот видишь, ты сделал так, и вот что вышло». Не связывать поступок с личностью, и уж точно не говорит: «Такие плохие как ты, всегда так поступают». Оплошности не означают, что человек плохой.
Важно следить за интонацией, чтобы голос не повышался и не было унизительного оттенка. Говорите так, как будто вы рассказываете историю, ведь цель здоровой критики - объяснить. Тем более, как я говорила выше, в некотором возрасте критика непереносима. Она разрушает растущую личность. Да и сложившуюся тоже.
Важно донести до ребёнка, почему не надо делать что-то. Когда он поймёт смысл, он и сам не будет так поступать.
Никаких скандалов!
- Почему родителям не стоит ругаться при детях?
- Целостность и стабильность родительской пары для ребёнка - это целостность и стабильность всего мироустройства! Когда рушится пара и любовь мамы и папы – для ребенка рушится мир, уходит из-под ног стабильность, любая возможность. Мир и жизнь становятся бессмысленными и опасными, независимо от возраста свидетеля-ребёнка. У детей даже может появиться ощущение атомной войны или глобальной катастрофы. Вот и думайте, стоит или не стоит ругаться при детях.