Как помочь ребёнку определиться?
«АиФ» узнал у Анны Привезенцевой, психолога центра по работе с подростками «Перекрёсток» МГППУ.
Тесты устарели
«АиФ»: - Анна, сейчас полно тестов по профориентации. Им можно верить?
А.П.: - Ребёнок хочет получить конкретный совет - в какой вуз поступать, какую профессию выбрать. Тесты на такие чёткие вопросы не отвечают. Они могут лишь сузить поле поисков. Подсказать подходящее направление будущей деятельности, связано оно с техникой, природой или людьми. Или выявить некие общие способности - коммуникативные, организационные, творческие. К тому же большинство профтестов составлены 20, а то и больше лет назад. Часть профессий, упоминаемых в них, устарели и их название ничего не говорит ребёнку («наладчик», «счетовод»), а современные, например, связанные с PR-технлогиями, маркетингом, логистикой и т.д., не представлены никак.
«АиФ»: - Как тогда разглядеть наклонности ребёнка, если ему ничего неинтересно?
А.П.:- Предлагайте пробовать свои силы в разных областях. Чем больше будет таких «проб», тем больше и информации, что нравится, где он успешен. Записывайтесь в кружки, музыкальные и спортивные школы. Все нормальные дети по своей природе любопытны. Но не заставляйте заниматься из-под палки. Это приведёт к потере интереса к любому обучению вообще. В своей практике «полного нуля», который ничего не хочет и не может, я не встречала ни разу. Такими кажутся дети, у которых просто отбили желание хотеть что-либо, которые боятся строить свою жизнь, крайне не уверены в себе.
«АиФ»: - С какого возраста ребёнок готов к выбору будущей профессии?
А.П.:- Я считаю, не раньше 14 лет.
«АиФ»: - Если ребёнок никак не может определиться, могут ли родители сделать за него выбор?
А.П.:- Родители часто лучше всяких тестов чувствуют, что ребёнку подходит - математический или гуманитарный класс, в чём его сильные и слабые стороны.
Троечники успешнее?
«АиФ»: - Говорят, из троечников чаще получаются успешные бизнесмены. За счёт чего? А отличникам тогда куда податься?
А.П.:- Серьёзных исследований на эту тему никто не проводил, могу высказать только свои гипотезы. Троечники - это дети, которых никто не терзает, не предъявляет завышенных требований, на них все махнули рукой. Предоставленные сами себе, они делают то, что им нравится. С другой стороны, если я понимаю, что я довольно средненький, ничего особенно не умею, то в российском менталитете это означает: надо поруководить теми, кто умеет. С отличниками другая история. Если ребёнок одинаково успешен во многом, ему сложно из этого многообразия сделать выбор. Он мог бы проявить себя в любой деятельности, а в результате метаний не использует свои задатки нигде. Кстати, как и наоборот: если не блещет ни в одном учебном предмете, выбор тоже сильно затрудняется. Задача родителей - порой вместе с психологами помочь ребёнку сформулировать цель: «Чего я хочу? Как хочу прожить жизнь?» Это залог его профессионального успеха.
Советы психолога подросткам
Мечтайте смелее! Создавайте свой образ будущего. Каким бы ты хотел увидеть себя через 5 лет? 10 лет? Кто тебя будет окружать? Где ты будешь жить? Как будешь одеваться? С кем дружить? Где работать? Это будет офис или производство, может, какое-то место на природе (берег моря)? Какие будут интересы, увлечения? Чем конкретнее будет создан образ будущего, тем яснее, куда двигаться.
Исходя из образа будущего, подумайте, какие шаги нужно предпринять для достижения этой цели. Не ограничивайте себя сомнениями – «это я не смогу». Правильно поставленная цель помогает справиться с любыми трудностями.
Посещайте различные лекции, мастер-классы, выставки, конференции - расширяйте свой кругозор! Полученная информация поможет определиться с собственными предпочтениями.
Общайтесь с людьми разных профессий - расспрашивайте об их работе, что конкретно они делают, какой результат получают, нравится ли им их труд. Это могут быть родственники, родители, друзья родителей, возможно, «виртуальные» мнения - отзывы в Интернете.
Выбор профессии на начальном этапе - это прежде всего выбор учебного заведения. Посещайте различные «Дни открытых дверей» самых разных учебных заведений. При личном посещении удаётся почувствовать атмосферу института, увидеть преподавателей, узнать о традициях и правилах учебного заведения, что помогает определиться.
Не бойтесь ошибиться. Ничто невозможно решить раз и навсегда. Любой приобретённый опыт полезен, и поиск продолжается всю жизнь. Это напрямую касается выбора профессии.