Примерное время чтения: 6 минут
4411

Ребёнок из пробирки. Насколько эффективно и опасно ЭКО?

«АиФ. Здоровье» № 31. Оптимизм защитит от инсульта 04/08/2011

Свою точку зрения высказывает наш эксперт – врач-репродуктолог, получивший первого в СССР ребенка «из пробирки», доктор медицинских наук Елена Калинина.

В чем риск?

Заявления, что дети, рожденные с помощью экстракорпорального оплодо­творения (ЭКО), более слабые и болезненные – не подтверждены объективными исследованиями. Ученые говорят, что если у детей «из пробирки» и случаются проблемы со здоровьем, то связаны они не с самой процедурой искусственного зачатия, а с многоплодностью. Традиционно после ЭКО в полость матки пересаживают два или более эмбриона. Это повышает эффективность операции: если не приживется один, есть надежда, что приживется другой. Пары, которые идут на ЭКО, обычно немолоды, прошли годы, прежде чем они убедились, что не могут зачать детей естественным образом. У них чаще всего нет в резерве нескольких лет на многочисленные попытки искусственного зачатия, да и сами процедуры ЭКО стоят недешево, не всегда семья может найти деньги на несколько попыток. Поэтому и врачей и будущих родителей устраивает ситуация, когда в результате ЭКО могут появиться на свет сразу два малыша.

                                                               
Важно
К ЭКО врачи прибегают, только когда становится очевидным, что шансы пары на зачатие естественным путем близки к нулю. А сегодня в России приблизительно у 30% супружеских пар бесплодие имеется и у мужа, и у жены.

Опытные врачи-репродуктологи считают, что двух эмбрионов полне достаточно, но, к сожалению, не во всех клиниках эти рекомендации соблюдают. Формально все еще действует устаревший регламент, рекомендующий пересадку четырех эмбрионов. Если все они приживаются, возникают риски, сопутствующие любым многоплодным беременностям – от почти гарантированной недоношенности младенцев до врожденных патологий.

Если бы эта процедура действительно поставляла на свет слабеньких, больных детей, она не была бы так популярна в успешных, процветающих странах. В России проводят около 26 тысяч циклов в год (цикл – это, собственно, процедура ЭКО: оплодо­творение яйцеклетки и пересаживание ее в полость матки). Тогда как в 32 развитых странах Европы в год происходит 430 тысяч циклов, а в одной Японии – 160 тысяч циклов!

Эффективность выросла

Эффективность ЭКО за последние годы выросла буквально с 5 до 40%. О сто­процентной, к сожалению, речь не может идти в принципе, поскольку даже в идеальных естественных условиях не каждая встреча мужской и женской половых клеток заканчивается оплодотворением и беременностью. Частота наступления естественного зачатия среди российских пар не превышает сегодня 20%. Так что показатели ЭКО очевидно выше. И около 80% таких беременностей заканчиваются родами. Что тоже в целом соответствует показателям естественных беременностей и даже чуть-чуть их превышает.

Технологии ЭКО сегодня в целом все известны и практически ничем не различаются в разных клиниках и разных странах. Есть клиники побольше, где процедура поставлена на поток (самая большая клиника находится в Валенсии), есть клиники поменьше. Но многие врачи считают, что в таком деликатном деле индивидуальный подход и выстраивание эмоциональных отношений между врачами и пациентами, доброжелательная атмосфера – все это гораздо важнее конвейерного потока.

А что государство?

Сейчас государство демонстрирует серьезную озабоченность вопросами рождаемости. Но до расширения сферы применения ЭКО руки у него, похоже, пока не дошли.

                                                               
Кстати
Нашему первому российскому ребенку «из пробирки» 24 года. Британка Луиза Джой Браун – первый в мире человек, зачатый с помощью ЭКО, всего на восемь лет старше нашей Алены. Алена – уже сама мама, причем забеременела и родила она самым что ни на есть натуральным путем.

Федеральные квоты на ЭКО выделяются двум с половиной тысячам супружеских пар в год. Квота предполагает деньги на процедуру в размере 120 тысяч рублей. Этого достаточно. Но две с половиной тысячи пар в год – это очень мало. У многих людей просто нет денег, чтобы решить вопрос деторождения самостоятельно. Кроме того, квоты не могут получить пары, состоящие в гражданском браке или одинокие женщины.

Что еще не устраивает пациентов и врачей, так это то, что квоты привязаны к конкретным клиникам. Это нарушает права человека лечиться там, где он хочет. Клиник, у которых есть лицензия на проведение процедуры ЭКО, в России около 70, а квоты распределяются на несколько государственных учреждений, которые действительно не могут принять всех желающих. Государство почему-то не хочет сотрудничать с частными клиниками. Поэтому лишь 10–15% совершаемых в России циклов оплачивает государство, в отличие от других стран, где оно либо полностью берет на себя затраты, либо частично, если речь идет о нескольких попытках. Если бы все нуждающиеся пары получили финансовую возможность провести ЭКО, ситуация с рождаемостью в нашей стране, безусловно, улучшилась бы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы