«Весенние» дети как горох высыпали на улицу, а это значит — пора готовить больничные койки.
СМИ постоянно подбрасывают нам печальные истории: дети падают в канавы, ямы и люки, попадают под колеса автомобилей, сваливаются с высоты, режутся стеклом и железом или просто разбивают носы об асфальт. А эта недавняя история, кажется, обошла все каналы ТВ. Мальчик попал в открытый канализационный люк. И не просто провалился — потоком воды его протащило далеко под землей. Трагедия. Страшная трагедия. Чудо, что ребенок остался жив. Все общество сразу же бросилось искать виновного коммунальщика. Это, конечно, правильно: нерадивых хозяйственников нужно наказывать. Но почему никто не осудил мать ребенка? И дело даже не в том, что он бегал по улице без присмотра, а в том, что ребенок абсолютно не приучен замечать опасность. И не он один. Наши дети спотыкаются о камни, сваливаются в канавы, натыкаются на сучки, налетают на пеньки именно потому, что «не видят»" их, потому что замечать опасность их не приучили.
Такое впечатление, что из системы родительского воспитания выпал один огромный и самый важный раздел — безопасность детской жизни. В результате дети попадают на больничные койки — это в лучшем случае, в худшем — на погост. А мы ищем виновных. И находим — коммунальщика, водителя, велосипед, камень, канаву, кирпич, сучок, пенек... Но никогда не наказываем родителей, хотя натренировать детей на видение опасности — это их прямая обязанность.
Понаблюдайте как-нибудь ради интереса, как наши мамочки идут по улицам с детьми. Русская мамочка как флагманский корабль грудью рассекает все на своем пути, и ей не важно, что рассекать — толпу людей или поток машин. Вопреки всем законам логики и правил безопасного поведения она мчится наперерез всем. Особенно безумной выглядит мамочка, перебегающая дорогу там, где лично ей захочется. Светофор всегда горит не для нее, нарисованную зебру она вообще не видит. А где-то там, позади, намертво вцепившись в маму испуганной ладошкой, семенит не успевающий за ней ребенок. И сделать ей замечание «не моги» — тут же огрызнется, обругает, а то и плюнет вдогонку. У такой мамочки и ребенок будет перебегать дорогу, где сам захочет.
Страшнее всего то, что, когда мамочка идет по улице с ребенком — она МОЛЧИТ. Хотя должна была бы говорить, говорить, говорить. Обо всем. И о том, что впереди опасность — в первую очередь.
Есть у нас все-таки несколько категорий детей, которые крайне редко получают травмы на улице. Это дети-трусишки (потому что всего боятся), дети-спортсмены (потому что натренированы видеть преграды) и... еврейские дети, потому что тоже НАТРЕНИРОВАНЫ. А тренеры у них самые замечательные — их бабушки.
Когда-то очень давно был у меня такой период заинтересованности, когда я незаметно следовала за какой-нибудь еврейской бабушкой с внуком и бессовестно подслушивала. Много чего интересного для себя открыла. Вот идет она с внуком по улице, спокойно и заинтересованно беседует на самые разные темы, а внутрь разговора, как изюминки в калорийную булку, вкрапливает назидательные фразы: «впереди канава, давай перешагнем», «какая лужа большая, давай ее обойдем — вдруг под ней яма?», «смотри, впереди камень», «слева штырь из стены торчит», «не наткнись на сучок», «никогда не наступай на крышку люка, вдруг она бракованная»...
Мудрая женщина буквально записывает на подкорку необходимые знания, тренирует наблюдательность, учит анализировать окружающую ситуацию. Ну а то, чтобы перейти дорогу на красный свет — об этом вообще не может быть речи. Бабушка дожидается переключения светофора, внук смиренно ждет вместе с ней — даже если другие пешеходы двинулись раньше времени, он на это не реагирует. Потому что так ПРИУЧЕН! «Пусть все идут, а ты — стой!» И это еще один очень важный момент в воспитании безопасной жизни — не бежать за толпой.
Почему мы так же мудро не воспитываем своих детей? Возможно, все дело в том, что слишком далеко от нас находятся детские больницы с травматологическими отделениями. Я сейчас не про линейное расстояние, а про психологическую дистанцию. Не музей же, в самом деле. Да, больница не музей, но родителей туда на экскурсии водить надо, причем задолго до рождения первого ребенка.