Примерное время чтения: 7 минут
1163

Готов ли малыш пойти в школу? И с какого возраста надо начинать учиться

«АиФ. Здоровье» № 18. В России 30% населения старше 50 лет страдает остеопорозом 29/04/2010

Рассказывает доцент кафедры психогенетики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Надежда Зырянова.

Один из многих

Иван, Королев: – Сейчас «домашние» дети нередко оказываются лучше подготовленными к школе, чем «детсадовские». У них лучше развита речь, потому что они больше разговаривают со взрослыми, им больше читают… Они ходят в различные развивающие центры, где с ними занимаются рисованием и музыкой… Скажите, психологи по-прежнему считают, что «домашние» дети труднее адаптируются в школе?

Н. З.: – Сложно сравнивать детсадовскую подготовку и домашнюю. Все очень индивидуально. Какой детский сад? Какая семья?

Но школа – это не только новые знания. Это огромное количество детей, это шум, это напряженная среда. Поэтому для «домашних» ситуация, конечно, стрессовая… Кроме того, меняется положение ребенка. В семье он – если не центр, то значимая фигура. Любимый, часто единственный среди взрослых… А в школе все такие. И каждый претендует на место единственного. В школе, оказывается, сложно не только учиться, но и выстроить отношения с одноклассниками и с учителем. И вот здесь умеющие играть по правилам тоже получают преимущества. Дети таких ценят. А «домашним» это, конечно, дается труднее.

Плохое настроение – тревожный симптом

Ольга, Серпухов: – По каким признакам родители могут понять, что ребенок плохо привыкает к школе? 

Н. З.: – Стал много плакать. Только пошел в школу – и тут же заболел. Стал плохо спать. Чувствует себя утомленным. Появилась раздражительность. Жалуется на головные боли. Иногда ребенок не может объяснить, почему он не хочет идти в школу, но у него меняется настроение. Надо быть внимательным к таким симптомам.

В первые месяцы надо почаще расспрашивать первоклассника, как он себя чувствовал в школе, что ему там понравилось, и фиксировать его внимание на позитивных моментах. Говорите больше обо всем том хорошем, что дает школа: о новых друзьях, новых впечатлениях… Так формируется позитивное отношение и к школе, и к обучению.

Многие первоклассники начинают спать днем, хотя до школы уже много месяцев днем не спали. Это нормально. Но если при большей потребности во сне у ребенка еще и плохое настроение, тогда это тревожный симптом.

Зачем учиться?

Анна, Нижний Новгород: – Есть ли признаки, по которым можно судить, готов ребенок к школе – не готов? Вот если он в состоянии заниматься тем, что его сейчас просят делать, а не тем, что ему хочется, значит ли это, что он психологически готов к школе? 

Н. З.: – Готовность к школе показывают две вещи: мотивация (желание учиться) и умение соблюдать правила.

Большинство шестилеток хотят стать учениками. Но если их спросить, почему ты хочешь в школу, ответы будут самыми разными, зачастую смешными и наивными. Например, дети говорят, что они устали быть маленькими, что им надоело в детском саду. Кому-то интересно, что же это такое – школа. Кто-то хочет узнать, «куда пятерки ставят». Кому-то обещали купить красивый ранец… Но нужно, чтобы среди всех этих причин был и познавательный мотив. Чтобы ребенок понимал, что в школе он узнает много нового и интересного, многому научится.

Второй признак готовности – умение выполнять правила. Это поможет включиться в условно ролевые отношения «учитель – ученик». Есть дети, которые, придя в школу, не понимают, зачем они должны на уроке поднимать руку, почему надо молчать, когда другой ребенок отвечает, или вставать, когда в класс входит учитель. Они могут выйти из класса посреди урока, громко заговорить с соседом по парте… Вот про таких и можно сказать, что они психологически к школе не готовы.

Не пугать!

Вероника, Челябинск: – Можно что-то сделать за лето, чтобы облегчить ребенку вхождение в школьную жизнь? 

Н. З.: – Важно, чтобы у малыша не было страха перед школой. Родители учат его читать, считать и запугивают: давай, не ленись, а то в школе тебе будут двойки ставить…

Не пугайте, а то никакого желания учиться, никакого познавательного мотива у вашего малыша не будет. Лучше расскажите что-нибудь интересное или смешное про свою школу.

Хорошо в школу поиграть, чтобы ребенок узнал, что там есть свои ПРАВИЛА, их надо выполнять. Тогда в настоящей школе для него эти правила не будут неожиданностью.

К играм «в школу» хорошо привлечь нескольких детей. Соберите дачных друзей или детей там, где вы отдыхаете. И постарайтесь, чтобы ваш ребенок в играх выступал не только в роли ученика, но и в роли учителя. Тогда он на себе почувствует, как неприятно, когда тебя не слушают или перебивают. И не будет удивляться, почему к нему предъявляют такие требования.

Вообще, любые игры по правилам сейчас полезны. Например, в «съедобное – несъедобное». Или есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

Единство требований

Е.Н., Апрелевка: – Стоит ли рассказать учителю об особенностях ребенка, о том, как он привыкает к школе? 

Н. З.: – Мне кажется, это обязательно надо сделать. Учитель для первоклассников – всегда большой авторитет. Нельзя, чтобы учитель требовал одно, а родители – другое. Единство требований семьи и школы должно быть. Пусть не на 100%, но насколько это возможно.

Никогда не критикуйте учителя в присутствии ребенка. Наоборот, подмечайте все хорошее, что в нем есть, и говорите с ребенком об этом хорошем.

«АиФ Здоровье» рекомендует

Чем родители могут помочь своим детям в этот труднейший период?

► Постарайтесь спланировать вашу жизнь так, чтобы вторую половину дня первоклассник проводил дома, а не на продленке.

► Желательно, чтобы он спал днем.

► Его ночной сон должен продолжаться не меньше 11 часов.

► Не нагружайте первоклашку дополнительными интеллектуальными занятиями. А вот физические нагрузки – очень полезны.

► И конечно, нужна психологическая поддержка. Ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, несмотря на школьные неудачи.

Важно

► Начало учебы в школе – большая нагрузка на организм малыша. От умственного напряжения меняется пульс, артериальное давление, дыхание.

► Исследования физиологов показывают, что для восстановления после умственной работы нормального кровообращения и дыхания  требуется в два раза больше времени, чем продолжалась сама работа. Если организм не успевает восстановиться, утомление накапливается, может произойти срыв адаптации.

► По наблюдениям медиков, 60% московских первоклассников худеют к концу 1-й четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления).

Кстати

Исследования наших психологов показали, что к январю наибольших успехов добиваются те первоклассники, которым в сентябре было от 6 лет 5 месяцев до 6 лет 9 месяцев.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы