Типичный конфликт
Одна моя знакомая сказала, что завтра везет дочку к врачу. У той, похоже, начинается дерматит. Для девочки, которая занимается в балетной школе, это катастрофа. А все из-за учительницы математики, она никак не хочет понять, что будущей балерине математика не нужна. К тому же считает, что девочке стоит поучиться вежливости.
Сын другой знакомой – Саша – учится в языковой гимназии. Когда его родители в конце полугодия обнаружили, что у него проблемы с химией, они, конечно, пошли к учительнице. Отец попытался выяснить, что происходит.
– Нет, мальчик неглупый, но ведет себя плохо.
– Как плохо? Нарушает дисциплину, хамит, мешает другим?
– Нет, он заносчивый очень.
Разбираться с личными качествами Саши не стали. Отец спросил, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, и услышал, что сделать ничего нельзя, ребенок не будет аттестован в полугодии. А когда, спустя несколько недель, классный руководитель предупредила, что ребенку грозит отчисление, выяснилось, что Саше все-таки нужно было подготовить и сдать все незачтенные темы. Отец пошел к директору не объяснять, не оправдываться и не просить. Главным мотивом было возмущение. Он был глубоко оскорблен тем, что его, взрослого человека, такой же взрослый – интеллигентный учитель – ввел в заблуждение, по сути, обманул, не объяснив, как можно решить возникшую проблему.
Речь не о том, нужна ли будущему филологу химия, а будущей балерине математика, а об отношениях учителя и ученика, учителя и родителей.
В этих ситуациях есть много общего:
- Дети не считали предмет, с которым возникала проблема, важным и нужным для себя.
- Учителя считали, что дети ведут себя по отношению к ним как минимум неуважительно. Даже стоящие на стороне ребенка родители не очень это опровергали.
- Учителя не проявляли заинтересованности в том, чтобы ребенок все-таки усвоил упущенный учебный материал.
- Учителя не обращались за помощью к родителям сами, а иногда сознательно избегали с ними общения.
Семья и школа
Похоже, созревают плоды социальной униженности, в которой учитель оказался в последние десятилетия. Учитель не чувствует себя равным взрослым людям за стенами школы, наоборот, он чувствует некоторую исключенность из жизни общества, свое одиночество перед возникающими проблемами. Это часто бессознательное ощущение, но от этого оно не становится менее реальным. Родителей стараются не замечать, в родительскую помощь и заинтересованность не верят.
Почему учитель спокойно смотрит, как ученик «тонет», и не протягивает ему руку помощи? Почему всерьез обижается на ученика? Забывает, что ученик – ребенок, а он, учитель, – взрослый? Почему противостоит ребенку на равных? Но ребенок – это еще не зрелая личность, его выбор не всегда хорош. Должностные обязанности учителя предполагают работу над развитием этой личности. Профессиональный учитель помимо знаний и навыков формирует у ребенка такие понятия, как права, обязанности, долг, совесть, уважение, добро и зло в конце концов. Дело это всегда было непростым, а сейчас особенно.
Кто виноват?
Неуважительное отношение общества к учителю сказывается и на отношении к нему детей. Недавно средства массовой информации рассказали о произошедшей в одной из школ истории шантажа. Ученик, которому грозила не удовлетворяющая его итоговая оценка, устроил на уроке провокацию: громко разговаривал, пререкался с учителем, мешал вести урок. Когда, исчерпав возможности убедить парня словами, учитель попытался вывести его из класса, сцена «насилия» с криками «потерпевшего» («Не трогайте меня», «Мне больно») была снята приятелем на мобильный телефон. Запись позже показали учителю с ультиматумом: либо хорошая оценка, либо эти кадры будут представлены прокуратуре. То, что история стала достоянием гласности, говорит в пользу учителя, он поступил как взрослый, не стал играть по предложенным детьми правилам.
Кто виноват в том, что дети могут по-хамски вести себя с учителями? Вы скажете, сами учителя? Нет. Виноваты все. Учителя, которые мало заботятся о своем личностном росте, человеческом достоинстве, душевной гармонии и профессионализме. Родители, которые забывают о том, что воспитание ребенка – это прежде всего их дело. Виновато государство и общество, которое принизило статус учителя. И все в той или иной мере страдают от сложившейся ситуации.
Как всегда встает вопрос: «Что делать?». И тут, с моей точки зрения, всем стоит начинать с себя.
Дорогие родители!
Подумайте, какие установки по отношению к учебе и учителю вы формируете в своих детях.
Как-то по дороге на работу мне довелось услышать такой диалог. Мама и сын, тяжело дыша, в последнюю минуту успели заскочить в трамвай. Мама радостно посмотрела на сына:
– Вот видишь, успели. Какой у тебя урок первый?
– Труд.
И тут радость на лице мамы сменилась явным разочарованием:
– Ну и что ты меня дергал? На труд нельзя опоздать, что ли?
Мальчику было лет десять-одиннадцать. Он всего лишь хотел выполнить школьное (и не только) правило: прийти без опоздания и не получить порицание учителя. А мама своими неосторожными словами заронила в нем мысль, что правила – это ерунда, замечание учителя – пустые слова, ничего не значат.
И еще. Одно из важнейших качеств, которые определяют жизненную успешность, – это умение устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми. С самыми разными людьми. Разве вам всегда нравится ваш начальник? Но от того, как вы налаживаете с ним отношения, зависит ваше благосостояние, карьера, самочувствие. Учитель для ребенка в какой-то степени начальник. Он может быть в чем-то неправ, но с ним все равно надо поддерживать корректные рабочие отношения. Не стоит убеждать ребенка, что учителя нужно слушаться и почитать, потому что он фигура сакральная, всегда прав, он умнее, образованнее. Учитель – человек, у него могут быть свои слабости и недостатки. Но норм делового общения это не отменяет.
Дорогие учителя!
Не избегайте родителей. Вы вместе делаете одно дело – учите и воспитываете детей. Сотрудничая, вы можете достичь многого. Большинство родителей – вполне вменяемые люди, которые только порадуются, если почувствуют в вас союзника.
Многие родители – люди занятые и без помощи учителя могут не увидеть тех трудностей, которые возникают у их детей. Выходите на контакт с родителями сами, информируйте их, обращайтесь за содействием. Не ждите, пока возмущенные, расстроенные или разгневанные родители придут к вам или в администрацию школы с запутанным комом накопившихся проблем.
Спрашивайте, как видит ситуацию родитель, какие у него предложения, как бы он поступил на вашем месте и что готов сделать на своем. Согласуйте план совместных действий и установите «контрольные точки» – время и способ проверки, дает ли ваш план ожидаемый результат.
Приемы конструктивного общения легко осваиваются людьми с чувством собственного достоинства, высокой самооценкой, уверенными в себе и своем профессионализме. Именно эти качества не позволяют взрослому человеку по-детски обижаться на ученика, сторониться успешных взрослых, бояться администрации, перекладывать ответственность за свою неудачу на другого и проецировать неудовлетворенность собственной жизнью на общение с учениками.
Кстати
В VIP-школах. В тех школах, где учатся дети действительно сильных мира сего, ситуация другая. Неправдоподобно большой разрыв между уровнем доходов и социальным статусом родителей и учителей снимает с последних ощущение приниженности. Они существуют в параллельных мирах, и сравнения здесь неуместны. VIP-родителей лишний раз стараются не беспокоить, но всю необходимую информацию им передают, и на их инициативу откликаются моментально.
Дети этих родителей, которые, с одной стороны, принадлежат чуждому миру, а с другой – обладают массой несовершенств (просто потому, что они дети), это та среда, в которой учитель чувствует себя относительно комфортно: здесь он имеет права.