Большинство подростков в машине или помалкивают, или шутят. Шутки – лучшее средство уйти от ответа и скрыть правду. Но есть у сына один друг, который говорит обо всем. И этот болтун – находка для меня. Он болтает, потому что не может не болтать, я сама когда-то такая была: лет до 35 выдавала свою жизнь первому встречному. Так и этот мальчик болтает, а я спиной чувствую, как мой сын его в бок толкает, напоминая, что тут не все свои. Но не помогает. И я узнаю про то, кто как учится, про мечты и назревающие конфликты.
Друг-болтун рассказывает, что некто Кевин клеится к Монике. А эта Моника – та самая девушка, с которой у моего сына была любовь, а потом они расстались. Буквально десять дней назад. Сын горевал так, что у нас, родственников, слезы наворачивались от сочувствия и беспомощности. И вот оказывается, какой-то Кевин предпринимает шаги по направлению к этой незабытой Монике. Сын, услышав новость, сказал: «А, мне все равно!» Так сказал, что я подумала: хорошо, что теперь я об этом знаю. Такие вещи надо знать не для того, чтобы его убедить, «что было, то прошло», или обещать: «сколько у тебя еще будет этих Моник!» Друг-болтунишка, рассказывая о Кевине, предлагал решение вопроса: собраться всем и этого Кевина побить, преподать ему урок. Тут я остановилась на светофоре и сказала, что я все слышала и бить они никого не будут, и точка. План был засвечен, а значит, провален. Друг-болтун замолчал минуты на три, но так как ехать было далеко, он опять заговорил о прожектах на будущее, идущих вразрез со школьным расписанием, а иногда и с законом. Непуганые мальчики, эти подростки!
«Делайте правильный выбор!» – такую фразу обычно говорят американские полицейские школьникам. А у подростков выбор один – чтобы было весело. Весело для них – это быстро ездить на родительской машине, не имея на то настоящих прав, которые позволяют сидеть в автомобиле без взрослого; весело – это устроить вечеринку, как у взрослых: вино, музыка, дым коромыслом… Слово «травка» друг-болтун при мне не произносит, но у меня нет иллюзий, что мальчишки «сроду ничего такого не пробовали». Я говорю только, что этого быть не должно. Все, что я могу сделать, это держать уши и глаза открытыми, ну и еще нос – чтобы чувствовать запах.
Люблю слушать мальчишечьи мечты: как они купят машину за 500 долларов в складчину (хотя настоящие права есть только у одного) и поедут в Калифорнию на этой развалюхе… Ха, кто их отпустит?!
В общем, когда мы подъезжаем к месту назначения, я выхожу из машины, переполненная знаниями, и прошу их не стесняться и всегда просить меня отвезти их, куда им надо. Говорю: «Мне совсем не трудно!»
Такие поездки для меня – окно в жизнь сына. Они помогают вспомнить и себя в таком возрасте, когда мы тоже громко смеялись не над чем, искали приключений и хотели, чтобы было весело. А замечания взрослых слышались, как назойливое жужжание жуков. Доверие вызывали только те «старые люди», которые умели слушать и говорить что-то важное коротко – в двух словах, даже не в трех.