Наш эксперт – психолог Ирина Лесскис.
Сладость ужаса
Когда говорят о детских страхах как о проблеме, обычно имеют в виду те случаи, когда ребенок боится того, что его безопасности не угрожает. Это может быть страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате, страх перед сказочными персонажами… Иррациональным страхам подвержены многие малыши начиная с 3 лет. Иногда и взрослые добавляют тревожности: «Будешь плохо себя вести – Баба-яга тебя съест». Пугать малыша не стоит. Как и не стоит отрицать страх ребенка: бояться он от этого не перестанет, просто больше не будет делиться своими опасениями с вами.
Иногда взрослые решают оберегать ребенка от тех сказок и мультиков, где может быть что-то пугающее. Это тоже тупиковый путь. Безусловно, чем ребенок чувствительнее, тем сильнее его все затрагивает и тем больше времени ему требуется на то, чтобы справиться с трудными переживаниями. Но, если внимательно понаблюдать, можно заметить: то, что ребенка пугает, одновременно его и притягивает. Дети интуитивно ищут возможности безопасной встречи со страшным. Они могут смотреть пугающий эпизод любимого мультфильма, выйдя за дверь комнаты и глядя в щелочку.
В чем причина?
В возрасте около 3 лет малыш начинает себя осознавать как отдельное от мамы существо. Это непросто, потому что ему приходится встречаться с собственными чувствами, а он еще не готов к этой встрече. Страхи ребенка этого возраста – это обычно отторгнутые им негативные эмоции, которые его пугают.
Что провоцирует страхи у малышей:
Несовместимые чувства. Обнаружив себя отдельным человеком, состоящим в отношениях с другими людьми, ребенок начинает ловить себя на самых разных чувствах по отношению к ним. Например, он сталкивается с тем, что злится на любимую маму. Испытывать злость по отношению к человеку, от которого зависит жизнь, очень страшно. Ребенок воспринимает это чувство как опасное и бессознательно пытается справиться с ним, вынеся его вовне и преобразовав, например, в чувство к злой и страшной Бабе-яге.
Прилив страхов может вызвать и рождение в семье следующего ребенка, потому что здесь у старшего появляется тоже много несовместимых чувств. С одной стороны, есть и любопытство, и желание заботиться о крохе, с другой – ревность и злость. Взрослые обычно готовы поддерживать и обсуждать первое, но избегают говорить о втором. И вот не нашедшая себе места агрессия старшего ребенка превращается в войну с монстром, живущим под кроватью и норовящим схватить его ночью за ногу.
Мысли о смерти. Источником страха могут стать возникающие у ребенка мысли о смерти. Дошкольники, уже получившие некоторое представление о времени, начинают задумываться о том, что жизнь конечна, что наступит время, когда их на свете не будет. Обычно такие мысли посещают малышей в возрасте 4–6 лет. Часто в это время дети проявляют особый интерес к похоронам, задают вопросы о смерти… Если эта тема в семье табуирована и у ребенка нет возможности с кем-то об этом поговорить, у него могут появиться «необъяснимые» страхи.
Переживания травматического опыта. Всплеск страхов часто возникает после травмирующих событий (например, ребенок перенес физическую травму, попал в аварию...). В экстремальных ситуациях рождается очень много сильных переживаний, которые ребенку трудно даже назвать, не то что выразить и осмыслить. Тогда ему приходится эти переживания вытеснять, преобразуя в страхи. Обычно это происходит не сразу, а через полгода-год после случившегося. Такие страхи могут появиться в любом возрасте и являются сигналом, что ребенок нуждается в профессиональной помощи.
Советы взрослым
Признавайте все чувства ребенка, в том числе и негативные, называйте их. Так он убедится в их праве на существование, а заодно получит уверенность, что никакое его чувство не может угрожать отношениям с близкими.
Разговаривайте с ребенком о том, что его волнует, даже если тема разговора для вас не очень легкая. Если ребенок интересуется похоронами, расскажите ему о них, поиграйте, например, в похороны сломавшейся игрушки или мертвой птички, найденной на прогулке.
Хотя страхи в дошкольном возрасте – явление нормальное и проходящее, можно обратиться к психологу, если что-то вызывает у вас беспокойство.
Следует обратить серьезное внимание на страхи у ребенка, если:
- они возникли позднее «возраста страхов», то есть уже в школьный период;
- когда известно, что ребенок пережил травмирующее событие.
В обоих случаях надо обратиться к детскому психологу.
– Я вот, например, боялась темноты, когда была маленькая. Не могла уснуть без бабушкиной руки. Таких страхов у детей много. Родители должны говорить о них со своими чадами, пытаться помочь, не стесняться обращаться к психологу.