aif.ru counter
9922

«Мама, мы умрем?» Как говорить с малышами о смерти

Статья из газеты: АиФ Здоровье №3 15/01/2015

В 5–6 лет ребенок осознает, что смерть неизбежна для любого человека, а значит – и для него самого. И начинает бояться, что скоро умрет или умрут его родители.

Факт конечности

Через подобные страхи проходят практически все дети, и это естественный процесс. Что нужно делать, столкнувшись с такими страхами? Прежде всего разобраться… в своем отношении к смерти. Что, по-вашему, происходит или не происходит с человеком после его кончины? Расскажите о своем представлении, во время рассказа будьте спокойны, кратки и искренни.

Не обманывайте. Изъясняйтесь простым, понятным языком (говорите «люди умирают» вместо «мы засыпаем вечным сном» или «отходим в мир иной»). Отвечайте только на заданные вопросы. Если вы не знаете, что ответить, так и скажите: «У меня пока нет ответа, но я подумаю».

Не сравнивайте смерть со сном (многие малыши начинают бояться, что могут умереть во сне). Умерший человек не дышит, не двигается, не думает и ничего не чувствует. Когда же мы спим, мы продолжаем жить и чувствовать, а наше тело – функционировать.

«… и я тоже?»

Когда у ребенка возникает такой вопрос, лучше делать акцент на том, что люди умирают в глубокой старости, и, прежде чем она наступит, произойдет много интересных и важных событий: «Ты вырастешь, многому научишься (дальше можно перечислить различные навыки, которые освоит ребенок: кататься на коньках и роликах, печь вкусное печенье, сочинять стихи…), окончишь школу, поступишь в институт, у тебя будет своя семья, друзья, свое дело, твои дети тоже вырастут и выучатся, будут работать… Люди умирают, когда их жизнь заканчивается. А твоя жизнь только начинается».

О себе можно сказать: «Я собираюсь жить долго-долго, вот завтра я хочу сделать то-то и то-то, через месяц – то-то и то-то, через год планирую.., а через 10 лет мечтаю…»

Если ребенок уже знает, что иногда люди умирают и в молодом возрасте, надо признать, что такое действительно случается, но большинство людей все же доживают до глубоких морщин.

У нас случилось горе

Нельзя утаивать смерть, если умер кто-то из родных. Сообщить ребенку эту печальную новость должен самый близкий взрослый – тот, кого ребенок хорошо знает и кому он доверяет.

Начинать разговор надо в тот момент, когда ребенок сыт, не устал, не взбудоражен. И проводить его не в детской!

  Во время разговора старайтесь дер­жать себя в руках, можно заплакать, но нельзя разрыдаться и погрузиться в собственные чувства. Фокус внимания – на ребенке. Желателен телесный контакт и контакт глаза в глаза. Говорить нужно ясно и коротко: «У нас случилось горе. Бабушка умерла (пауза)». Пауза нужна, чтобы у ребенка была возможность осмыслить услышанное и задать вопросы, которые у него наверняка возникнут. На вопросы отвечайте максимально искренне, простыми, доступными словами.

Реакция ребенка может быть разной, иногда очень неожиданной. Примите ее такой, какая она есть. Если заплакал – обнимите, тихо и ласково утешьте. Если убежал в другую комнату – зайдите к нему через несколько минут и посмотрите, чем он там занят. Если ничем – сядьте молча рядом. Потом можно рассказать, что будет завтра-послезавтра. Если играет – присоединитесь к игре и играйте по его правилам. Если хочет побыть один – оставьте одного. Если бесится – усильте эту активность. Когда выдохнется, сядьте рядом и расскажите о будущем. Не бойтесь детской истерики, скорее всего, ее и не будет.

Приготовьте ему на ужин его любимую еду (но без особых пиршеств). Укладывая спать, спросите: не хочет ли он оставить свет? Или, может быть, вам посидеть с ним, почитать, рассказать сказку?

В первое время

Не избегайте разговоров о смерти с ребенком, не ограничивайте его в выборе книг или мультфильмов, где, по вашему мнению, могут быть сцены, напоминающие ему о горе.

В первое время важно вносить как можно меньше изменений в его привычный образ жизни. Вокруг ребенка должны быть те же люди, игрушки, книжки. Рассказывайте ему каждый вечер о своих планах на завтра, составляйте расписание, намечайте и – что очень важно! – выполняйте меро­приятия. Делайте все, чтобы создать ощущение, что мир стабилен и предсказуем, даже если теперь в нем нет близкого человека.

Капризы, раздражение, агрессия, апатия, плаксивость, возбужденность или несвойственная замкнутость, игры на тему жизни и смерти, агрессивные игры в течение двух месяцев – это норма.

Но если после этого поведение не становится таким, как было до потери, ребенка продолжают мучить кошмары, он мочится в постель, начал сосать палец, стал раскачиваться, сидя на стуле или стоя, крутить волосы или подолгу бегать на цыпочках – обратитесь к психологу.

Вы можете составить список сказок, мифов, легенд, жизненных историй (или придумать их самостоятельно), где бы присутствовала тема смерти, рассказывалось о том, как герои справляются с потерей близких, что происходит с душой после смерти. Это поможет ребенку понять и принять, что мир так устроен, смерть – естественная часть бытия, однако тот факт, что все мы конечны, не делает нашу жизнь бессмысленной.

– Ребенок должен понимать, что жизнь подарена ему не случайно. Когда-нибудь физическая жизнь прекратится, и это нормально. Важно донести, что любой его поступок останется в мире в виде последствий. Так он будет чувствовать ответственность за свои поступки не только перед другими людьми, но и перед самим собой.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Загрузка...

Актуальные вопросы

  1. Почему при простуде едят именно малиновое варенье?
  2. Кто такой Баррон Хилтон?
  3. Когда включат отопление в Москве?


Самое интересное в регионах