О том, в каком сейчас состоянии находится служба родовспоможения, мы решили поговорить с доктором медицинских наук, профессором кафедры акушерства и гинекологии Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова, заслуженным врачом РФ, главным врачом роддома № 4 Москвы Ольгой Викторовной Шараповой.
Важные перемены
Анна Гришунина, «АиФ. Здоровье»: Ольга Викторовна, сейчас часто говорят о родовом буме. Ощущаете ли вы его?
Ольга Шарапова: Конечно. Только в роддомах, относящихся к Департаменту здравоохранения Москвы, ежегодно проходит около 120 тысяч родов. И каждый год их количество увеличивается на 5–10%. Мы наблюдаем большой прирост и по нашему родильному дому. Если 5 лет назад у нас было около 4,5 тысячи родов, то в 2013 году мы приняли 9 тысяч новорожденных. Кстати, мы занимаемся не только родами. Через наши стационарные отделения патологии беременности и гинекологии ежегодно проходит около 7 тысяч женщин.
– Около 30% наших пациенток – из Подмосковья и других регионов России, многие специально приезжают к нам рожать. Среди них и те, кто долгие годы страдал от бесплодия и почти отчаялся обзавестись потомством. Кроме того, у нас более тысячи рожениц в год – мигранты, в основном из республик Средней Азии и Закавказья. Это «тяжелый контингент»: многие во время беременности вообще не обследовались, среди них высок процент патологий.
Так что затраты на их медицинское обслуживание больше, чем на москвичек. Но мы никому не вправе отказать. Раз женщина переступила порог родильного дома, не важно, откуда приехала, ей необходима наша помощь. Другое дело – затраты на оказание медицинской помощи женщинам без страховых полисов и родовых сертификатов не должны ложиться на плечи роддомов. Но этот вопрос может решиться только на уровне руководства страны.
– С этого года родильные дома переходят на финансирование из системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Что изменится для вас?
– Раньше финансирование роддома шло из трех источников – родовых сертификатов, бюджетных средств и платных услуг, которые мы предоставляем. При этом суммы, выделяемые правительством Москвы, зависели от плановой мощности роддома. Такой же роддом, как наш, но принимающий гораздо меньше родов, получал такие же средства из бюджета. Теперь деньги, выделяемые из фонда ОМС, напрямую будут зависеть от количества родов.
С одной стороны, это хорошо. Но с другой – тарифы на естественные, физиологичные роды слишком низки и составляют всего 6 тысяч рублей. А проводить их гораздо сложнее, чем сделать операцию кесарева сечения, тариф на которую – 20 тысяч рублей. Таким образом появляются опасения, что врачи будут оперировать при каждом удобном случае.
У рынка свои правила
– Что вы делаете, чтобы женщина принесла свой родовой сертификат именно вам?
– Для этого мы стремимся быть максимально привлекательными и открытыми. Женщина заранее может прийти к нам и посмотреть, в каких условиях ей предстоит рожать, познакомиться с врачами, которые будут принимать ее малыша. Мы стараемся сделать так, чтобы нашим подопечным было как можно комфортнее. У нас двухместные палаты с душем и туалетом, свободный доступ в Интернет, мамы лежат вместе с детьми. Если женщина хочет рожать в присутствии мужа, мы даем ей такую возможность.
– А много ли у вас платных родов?
– Немного, 16% от всех услуг, предоставляемых роддомом, но тем не менее это приносит около 150 млн рублей. Из этих средств идут стимулирующие выплаты нашим врачам и среднему медицинскому персоналу. Обычно договоры на платное ведение родов заключают женщины, которые заведомо знают, что у них проблемы со здоровьем, что им может потребоваться помощь узких специалистов.
Все будет хорошо…
– Как вы думаете, а женщинам нужна подготовка к родам?
– Очень нужна. Важно, чтобы мама не боялась родов и понимала, в какой момент они начинаются. Когда ребенок готов появиться на свет, в коре головного мозга мамы формируется родовая доминанта. Она дает импульсы по центростремительным нейронам в подкорку, в матку. Но, если женщина боится боли, впадает в панику, эти нейрофизиологические процессы нарушаются, и говорить о хорошей родовой деятельности не приходится, и роды часто проходят с осложнениями. С женщиной надо разговаривать во время родов, внушать ей спокойствие.
У нас 5 дней в неделю проходят курсы, на которые мы приглашаем женщин и их мужей. Занятия ведут психологи, акушеры-гинекологи, которые учат правильному настрою и поведению во время схваток и родов. Спокойствие и уверенность в благополучном исходе – самое важное.
– Ваш роддом один из немногих, где проводят вертикальные роды…
– Вертикальные роды, когда женщина рожает стоя на коленках – это тоже одно из наших конкурентных преимуществ. Такие роды более физиологичны, менее травматичны и для мамы и для ребенка. В этой позе меньше сдавливаются сосуды малого таза – кровь не застаивается, ребенок не испытывает кислородного голодания, чувствует себя комфортнее. Вертикальное положение делает женщину не такой беспомощной в родах. Она может помочь себе, первой дотронуться до головки малыша. Кстати, дети, рожденные таким образом, более развиты, лучше учатся. Правда, вертикальные роды гораздо сложнее для персонала: нельзя ослаблять внимание ни на секунду, надо все время быть начеку.
– А является ли для вас проблемой выхаживать детей с экстремально низкой массой тела?
– Благодаря программе модернизации родовспомогательной службы, проводимой Департаментом здравоохранения Москвы, роддом имеет самое современное оборудование, о котором можно только мечтать.
Например, суперсовременные кувезы с системой мониторинга, которые контролируют частоту дыхания, сердцебиения, артериальное давление, температуру тела, а еще автоматически взвешивают ребенка до и после кормления. У нас уникальная дыхательная аппаратура, препятствующая развитию респираторных осложнений. Если раньше как о великом достижении мы говорили, что выходили 50 детей с массой тела ниже килограмма, то теперь это воспринимается как должное.
Не упустить проблемы
– А какие новые технологии используются для выявления патологий у новорожденных?
– Мы обследуем малыша на наличие генетических патологий, проверяем его сердце, зрение, слух. Скрининг по выявлению глухоты и тугоухости проводится с применением методов вызванной отоакустической эмиссии и отоскопии. К сожалению, нарушения слуха встречаются достаточно часто – у 6,8% доношенных новорожденных. Эта работа дает возможность начать раннюю реабилитацию ребенка и избежать отклонений в его психическом и умственном развитии.
Также мы исследуем зрение с использованием панорамного и обратного бинокулярного офтальмоскопов. Те или иные патологии зрения встречаются у 14,7% доношенных детей. Их выявление в первые дни жизни позволяет сразу начать лечение, до того момента, как зрительный аппарат сформируется окончательно.
Надо заметить, что из-за отсутствия оборудования и подготовки врачей офтальмологическое обследование проводится не в каждом роддоме.
– В конце прошлого года на фестивале «Формула жизни» ваш роддом признали лучшим родовспомогательным учреждением Москвы. Как вам это удалось?
– Мы стараемся, чтобы каждый сотрудник был заинтересован в своей работе, в повышении квалификации и профессионального мастерства. У нас внедрена комплексная медицинская информационная система, в которой фиксируются все медицинские манипуляции, проводимые специалистами.
В зависимости от индивидуального вклада в общее дело производится оплата труда. Это мотивирует наших сотрудников работать еще лучше. Роддому это тоже выгодно: у нас нет текучки кадров.
В нашем коллективе 500 человек, из них около 100 работают с 1981 года, с самого открытия роддома. Принимать новую жизнь – для всех нас большое счастье. К тому же мы празднуем дни рождения каждый день!