Казалось бы, дети сами, инстинктивно легко взаимодействуют между собой в детском саду или во дворе. Дружат, ссорятся и мирятся. Нужно ли им помогать налаживать общение? Но детский мир отличается от взрослого. У них все проще: тихони будут играть сами по себе, драчуны найдут повод отобрать желанные игрушки у других детей, любознательные продолжат изучать на вкус и прочность состав близлежащих предметов.
И чтобы дети со своими особенностями темперамента и характера могли дружить и взаимодействовать – им нужно помочь. Преподайте им простые уроки жизненной мудрости.
Ты – уникальный!
Труднее всего влиться в коллектив стеснительным и тревожным детям. У них часто занижена самооценка, и такие малыши всегда опасаются, что кто-то их осудит, поднимет на смех. Объясните застенчивому, что он не обязан быть таким, как все. Каждый человек неповторим, и этот факт нужно принять. Зажимы и стеснительность хорошо помогает «убрать» телесно-ориентированная терапия.
С уважением…
Расскажите ребенку, что значит «уважение». Невозможно быть частью общества и непочтительно относиться к окружающим. Малыш почувствует, что такое уважение, только на собственном опыте. Спрашивайте его чаще: «Что ты сейчас чувствуешь?», «Тебе понравился мультфильм? Чему ты научился у главного героя?»… Пусть ребенок интересуется мнением окружающих, тем самым подключая их к беседе. Уважайте ребенка и не вешайте на него никаких ярлыков. И тогда постепенно он научится проявлять уважение к другим людям.
Давай примем решение!
Контактировать с другими детьми поможет еще и умение быстро принимать решения – в группе и самостоятельно. Чтобы овладеть им, чаще ставьте перед ребенком задачи и не подсказывайте ответов (например, что подарить на день рождения другу). Пусть озвучивает все варианты, которые приходят ему на ум, пусть проявляет спонтанность.
Дружи и сопереживай
Невозможно представить себе искреннего общения без сочувствия, сопереживания. Побуждайте ребенка интересоваться настроением и переживаниями других людей. Подскажите, что сопереживание и помощь – это одно из проявлений любви. А быть любимыми хотят все люди на Земле. Объясните ребенку, что дальше ему предстоит общаться с детьми другой культуры, другой веры, национальности, и он должен стараться понимать другого – только так у них получится дружить!
Достигнем гармонии
Овладев искусством достигать внутреннего равновесия, дети научатся справляться со страхами и стрессом. Ведь именно эти чувства возникают при необходимости вступления в новый коллектив – в детском саду или школе. Например, гиперактивных детей или перфекционистов можно научить расслабляться, прибегнув к фантазии (ребенок может представить, что сидит на пушистом облачке, оно его окутывает и медленно плывет по небу). Также можно потренироваться с застенчивыми или капризными детьми.
– Научить детей общаться, как и вообще научить их чему-то, можно только личным примером. Если вы любите и умеете общаться, то и с детьми будете общаться более или менее на равных. Тем самым подтягивать их к своему уровню и опыту и учить их общаться с другими, как с равными себе, а не с позиции «снизу вверх» или «сверху вниз».
Практика
Чтобы снять напряжение в теле, достаточно сделать несколько упражнений. Занятия нужно проводить в спокойной обстановке.
Упражнение «Тряпичная кукла»
Ребенок лежит на спине, на ровной поверхности. Глаза закрыты. Руки, ноги, туловище, голова – максимально расслаблены. Для настроя можно включить релаксирующую музыку. Пусть малыш представит, что он – кукла, с которой можно делать все, что вздумается.
Сядьте рядом с ребенком и начните медленно поднимать и опускать его руку. Затем проделайте то же с другой рукой и ногами. Попробуйте подергать, «потрепать», пощипать и погладить руки, ноги и голову. Упражнение может длиться от 5 до 10 минут. Затем попросите его встряхнуться и спросите, что он чувствовал.
Упражнение «Напряжение и расслабление»
Ребенок, лежа на спине, должен попеременно сжимать и расслаблять все мышцы тела. Можно начать с ног: пусть сначала сжимает-расслабляет их, затем ягодицы, затем живот, руки, мышцы лица. Упражнение может длиться 5 минут.