Примерное время чтения: 7 минут
20639

8 вещей, которые нужно делать вместе с ребенком

Строить планы. Совместное обсуждение будущего важно для малыша и развития его талантов. Планы ребенка на будущую жизнь и профессию будут постоянно меняться, и чем больше вы будете с ним обсуждать, почему он хочет стать космонавтом/актером/королем/парикмахером/музыкантом/врачом и т.д., тем лучше он со временем сам поймет, чего же ему хочется. Но обсуждать можно не только глобальные планы на будущее, но и планы на ближайшие выходные. Ребенок научится планировать свое время, в каких-то ситуациях это избавит его от неоправданных ожиданий или разочарований, научит ждать и осознанно готовиться к важным событиям.

Чем можно заняться: выбором будущей школы или вуза, будущей профессии, обсуждением планов на предстоящие выходные или каникулы, можно вместе собираться в поездку или отпуск, и, например, составить список вещей, которые нужно взять с собой.

Комментарий психолога
Анна Хныкина: — Во-первых, сам ребенок стоить планы не умеет, и ваша задача — научить его планировать свое время. Во-вторых, планируя, вы приучаете ребенка жить в порядке, который дети очень любят. В-третьих, тут есть обязанность исполнить задуманное, и задача взрослого — проследить выполнены ли определенные действия или нет.

Нарушать запреты. В какой-то момент мир ребенка делится на «можно» и «нельзя», и последнее рано или поздно он захочет все равно попробовать, несмотря на запрет. Поэтому лучше собственным примером показать, что одни запреты — иногда можно нарушать, а другие — никогда нельзя нарушать. Например, можно иногда съесть коробку конфет или выпить в кафе вредной газировки. Лучше всего сделать это именно вместе — ведь совместное нарушение запретов сделает вас обоих соучастниками, что повысит уровень доверия.

Чем можно заняться: очень поздно лечь спать, оправиться ночью на прогулку на улицу, чтобы посмотреть на звезды, ловить языком снежинки, начать обед с десерта, носиться по квартире, прыгать на кровати, залезть на дерево, бегать босиком под дождем.

Комментарий психолога
Анна Хныкина: — Совместный опыт проживания нарушения запретов помогает избежать ситуации, когда ребенок сделает это один, но умолчит об этом, что всегда сопряжено с виной и тревогой. Когда же вы вместе нарушаете запреты, у вас есть возможность это обсудить, оговорить, почему вы сделали не так, как всегда, почему вы нарушили то или иное правило. Я бы посоветовала обозначать, почему вы именно сейчас хулиганите, и проговаривать, что исключения возможны лишь иногда и в связи с какой-то причиной.

Мечтать. Совместные фантазии как о ближайшем будущем, так и о далеком не только сближают, но и наполняют ребенка стремлениями и позволяют ему видеть причинно-следственную связь многих вещей. Через мечты о будущем всей семьи, так и будущем самого ребенка, вы сможете ему объяснить, почему важно именно сейчас следить за здоровьем, хорошо учиться и слушаться взрослых. Кроме этого, по мнению экспертов, дети, чьи мечты и фантазии не ограничивали в раннем возрасте, более талантливы, реализованы и склонны к самовыражению.

Чем можно заняться: обсуждать, зачем нужно учиться и ходить в школу, мечтать о будущем, когда он купит что-то, что ребенку очень хочется, рассуждать, каким бы ваш ребенок мог стать президентом, в каких фильмах снимется, когда станет известным актером, какие книжки напишет, если будет писателем, какой дом построит, в каких странах побывает и так далее...

Комментарий психолога
Анна Хныкина: — Когда вы вместе мечтаете, у ребенка активно развивается воображение и фантазия, что стимулирует творческую деятельность. Мечтая вместе, родители могут узнать чего же хочет ребенок, обсудить с ним последствия исполнения тех или иных заветных желаний, понять, что именно его мотивирует. Иногда с помощью фантазий можно проговорить с ребенком какие-то сложные моменты, страхи и переживания, ведь в мечтах ребенок выдает именно то, что он не может рассказать напрямую.

Обсуждать проблемы. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком — тем больше он будет вам доверять, что особенно важно в момент появления первых страхов, проблем или трудностей. Постарайтесь все воспринимать спокойно, даже провинности и нарушения режима.

Чем можно заняться: обсуждать все трудности, сложности, обиды и случаи непонимания — ссору с ровесником во дворе, причину слез или неудачи, время, проведенное в детском саду или в кружке, выходные, проведенные у родственников или время, когда вас не было рядом.

Комментарий психолога
Анна Хныкина: — Когда внутри одним комом скапливаются болезненные переживания, они будто давят и отделить важное от неважного — очень сложно, тем более ребенку. Обсуждая с ним проблемы, причины конфликтов и так далее, родитель может научить его отделять слова и чувства от человека-источника, то есть понимать разницу между самим человеком и его поступком. Ведь бабушка ругается не потому, что она плохой человек или не любит внуков, а по какой-то другой причине. Обсуждая и проговаривая проблемы, мы раскладываем их на части, и у ребенка выстраивается комплексная картина мира, он лучше понимает ситуацию.

Познавать мир. Для маленького ребенка весь мир — новый, он его только узнает и учится с ним взаимодействовать. Поэтому так важно многие вещи делать вместе, когда вы, как взрослый, рассказываете и поясняете какие-то непонятные явления, например, вместе знакомитесь с новыми для малыша животными в зоопарке, или изучаете деревья и ягоды во время прогулки в лесу, учитесь рыбачить или отличать опасные грибы от съедобных. Можно вместе развиваться и ходить в музей, а после, уже дома, еще раз просматривать репродукции картин и читать про художников — так ребенок научится глубже вникать в суть вещей, и будет копировать ваше стремление узнать как можно больше нового.

Фото: www.globallookpress.com

Кроме этого, очень важен эффект «первого раза» и ваше присутствие рядом именно в этот момент открытия чего-то нового.

Чем можно заняться: покормить птиц, сходить в зоопарк или дельфинарий, съездить на рыбалку или прогулку в лес, ходить в музеи и театры, сходить в парк, чтобы покормить белок, сидеть у костра и жарить хлеб, приготовить ужин или испечь праздничный торт.

Комментарий психолога
Анна Хныкина: — Делать что-то вместе важно всем — и влюбленным парам, и супругам, и родителям и детям, потому что именно в эти моменты выстраиваются отношения. Чем больше таких моментов — тем лучше отношения, крепче чувства и крепче связь. Главное, чтобы совместные занятия не приедались, деятельность должна быть разнообразная.

Играть. Совместная игра — очень важное времяпрепровождение уже на первых этапах жизни ребенка. Когда ребенок маленький — в процессе игры представляет собой скорее обучение, развитие моторики и любознательности. Позже — совместная игра не только сближает, но и позволит рассказать ребенку о распределении времени, о разнице между «учебой» и «игрой».

Чем можно заняться: подойдет любимый вид игр, от конструкторов до настольных развивающих занятий. Очень важно играть с ребенком в ролевые игры, побыть сказочными героями, приведениями, животными или жителями другого мира, пить вместе со всеми игрушками чай или строить из мебели и пледов домик, и понарошку жить в нем.

Комментарий психолога
Анна Хныкина: — Символическая реальность игры помогает проигрывать и проживать разные ситуации, но крайне желательно, чтобы родитель следовал за мыслью и фантазией ребенка, а не наоборот — вел его за собой. Через игру ребенок на бессознательном уровне поделится с вами именно тем, что его по-настоящему волнует. Принимая участие в игре, будь то битва супергероев или укладывание всех игрушек спать, родители могут что-то привнести и «проиграть» все сценарии развития ситуаций вместе с ребенком.

Дурачиться — иногда лучше делать что-то не очень правильное и обычное вместе. Занятие должно быть максимально веселым и непринужденным, и — не свойственным вам как взрослому человеку.

Чем можно заняться: возиться в осенней листве, шлепать по лужам, оставлять отпечатки тела на снегу, скатиться с ледяной горки, или, принимая ванну, сделать одуванчик из намыленных волос и обязательно сфотографировать ребенка в этом виде.

Комментарий психолога
Анна Хныкина: — Совместное дуракаваляние очень сближает. Ребенок не должен бояться нового и непривычного, важно научить его идти на встречу к новым ощущением, но за руку с родителем, который его поддерживает своим примером. Очень полезно в определенном возрасте не бояться пачкаться — это предупредит возможные проблемы с гигиеной и внутренне раскрепостит ребенка как личность. Кроме этого, это приятные совместные минуты смеха и веселья.

Читать. Совместное чтение даже в раннем возрасте очень сближает родителей и малыша. В первые годы жизни ребенку важно слушать голос, который медленно и привычно что-то рассказывает, позже чтение превращается в важный совместный ритуал, который лучше сделать ежедневным и обязательным — можно читать по вечерам после ужина или перед сном. Чтение как таковое же поможет ребенку быстрее развиваться, учиться и анализировать поступки героев, а также рассуждать, как бы он поступил в той или иной ситуации. Позже практика совместного чтения поможет позже без стресса вместе с ребенком делать школьное домашнее задание.

Фото: www.globallookpress.com

Чем можно заняться: рассматривать иллюстрации в книжках, читать ребенку вслух, после чтения — обсуждать героев, их качества и характеры, их слова и поступки, а также — придумывать альтернативный сюжет или фантазировать на тему сюжета.

Комментарий психолога
Анна Хныкина: — Чтение как ритуал очень полезно, особенно когда ребенка нужно уложить спать. Когда вы готовитесь ко сну — должен быть четкий порядок действий, который повторяется каждый день. Уборка игрушек, вечерняя гигиена и прочее — для детей это «каждый день — конец жизни», когда день заканчивается, и с ним уходит что-то хорошее и веселое. Совместное чтение перед сном сгладит этот момент лучше мультиков. Это и расширение кругозора ребёнка, и, как всё вышесказанное, ваши совместно прожитые минуты, общие переживания, крепкая связь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы