И если бы не хирург Леонид Афанасьев, один из «пассажиров» навсегда остался бы инвалидом.
В тот день
Сначала ни Саша, ни его приятели не поняли, что произошло. Потом бросились вызывать «скорую». Машина была на месте трагедии уже через несколько минут. Прибывшие врачи понимали — паренёк, скорее всего, погибнет от потери крови. Его срочно доставили в Государственный научно-клинический центр охраны здоровья шахтёров в городе Ленинск-Кузнецкий.
Собрали консилиум. Все врачи сходились на том, что нужно зашить раны и сформировать культи на уровне щиколоток. Это означало, что мальчику предстояло провести остаток жизни без ног.
— Саше повезло: он попал к нам днём, можно было советоваться со всеми нужными специалистами, — рассказывает Леонид Афанасьев, д. м. н., профессор, завотделением микрохирургии центра. — Когда вызвали меня, я осмотрел пациента и принял решение — попытаться сохранить ноги, провести ремплантацию, то есть пришить их. Это был риск, но на кону стояло будущее ребёнка. Уже через 20 минут после его поступления к нам мы начали оперировать.
За мальчика боролись 8 медиков. Афанасьев долгие часы не отрывался от микроскопа: педантично сшивал мелкие сосуды, сухожилия, нервы, ткани, скреплял раздробленные кости. Напряжение было предельным: надо было успеть, пока ребёнок дышит, пока есть шанс, что ноги приживутся. Из Саши полностью выливалась кровь — всего 6 литров. Благодаря специальному аппарату, который собирал её и возвращал в организм, врачи могли оперировать дальше. Они не раз серьёзно задумывались. Сначала — о срочном завершении операции, формировании культей обеих ног. Потом боялись, что одну ногу спасли, а вторую — не удастся. И наконец, когда пришили вторую ногу, встал вопрос о том, стоит ли пытаться её сохранить.
Через 6,5 часа операция завершилась. Мальчика отправили в реанимацию. Однако потом за него ещё пришлось поволноваться.
— Левая нога стала приживаться, а вот правая вызывала у нас серьёзные опасения, — говорит Леонид Афанасьев. — Но, к счастью, они оказались напрасными — через несколько часов стало ясно, что у Саши будет возможность стоять "на своих двоих.
Впереди у парня были долгие месяцы реабилитации. Ноги пришлось укоротить на 6 см, и мальчишке предстояло заново научиться ходить. Но зато самому. И он учился — сначала передвигался на костылях, потом сделал первые самостоятельные шаги. А уже через полтора года Александр поразил медиков тем, что играл в футбол.
Сейчас ему уже 19 лет, он заканчивает учёбу в училище. И уверен, что его доктор самый народный, — чего стоит одна только возможность снова погонять мяч, которую подарил своему пациенту хирург с удивительными руками, которые способны творить чудеса.