К сожалению, главный герой этой истории хирург Геннадий Колосов уже умер. Поэтому «народным доктором» он может стать посмертно.
Выезжая на вызов в тот холодный февральский день, Геннадий Колосов и анестезиолог-реаниматолог Александр Алёхин уже знали, что случай тяжёлый: на протяжении 9 часов горноспасатели не могли вызволить из-под завала шахтёра Александра. Обломками горной породы и брёвнами ему прижало правую ногу в области голени. Пробраться к мужчине можно было только одним способом — ползком... Спасатели, стараясь вызволить несчастного, перепробовали все варианты — ничего не помогало. Любая деятельность могла вызвать новый обвал. Медики из горноспасательной бригады вкололи мужчине обезболивающее. Но дальше они были бессильны.
— Нам нужно было спасать жизнь мужчины, — вспоминает Александр Алёхин, врач-анестезиолог-реаниматолог, помощник командира оперативного взвода военизированного горноспасательного отряда. — Поэтому приняли непростое решение — ампутировать зажатую ногу. Первым к пациенту полез я. Условия были экстремальные. Человек находился в капкане, к тому же свод мог рухнуть в любую минуту. В глазах Александра читались ужас и безысходность.
Затем Геннадий Колосов, хирург, заместитель командира отряда по медслужбе, осмотрел, а вернее, ощупал место предстоящей операции. Обзор зажатой ноги перекрывали обрушившиеся обломки.
Началась работа. Алёхин пролез к пациенту, дал наркоз. Когда он подействовал, место Алёхина занял Колосов. Медик наложил сразу два жгута: если бы жгут случайно соскочил, это вызвало бы сильнейшее кровотечение из бедренной артерии и летальный исход через 15 секунд. Затем Колосов начал ампутацию. Лёжа. Иначе к пациенту было не подобраться. На ощупь. Глазами доктора были опытные руки. В постоянной опасности не только для жизни пациента, но и для своей собственной. Сверху постоянно сыпались комки горной породы, уголь. В любой момент обоих могло завалить.
Через полчаса операция завершилась. В спасении шахтёра также принимали участие врачи Александр Петренко, Сергей Зенин, Владимир Гребнев. Но встала другая проблема — нужно было вытащить находящегося под наркозом пациента. Шахтёра спустили на 50 м вниз через почти вертикальное узкое отверстие к подземному электровозу, почти километр, бесчувственного, везли до подъёма. И наконец подняли на поверхность земли. А уже через два часа место подземной операции полностью завалило.
Н аверху Александра уже ждал реанимобиль. В больнице повторно обработали рану, перевязали сосуды, сформировали культю под протез.
— Ногу в любом случае было не спасти, — объясняет А. Алёхин. — Ткани и мышцы были раздавлены.
К счастью, пациент быстро пошёл на поправку. Ценой невероятных усилий доктор Колосов и его коллеги сохранили мужчине жизнь.