Дискуссия была жаркой. Большинством голосов участники пришли к мнению, что цены на продукты этой осенью НЕ ПОВЫСЯТСЯ. Тому есть несколько причин, но главная удручает: у людей просто нет денег, чтобы покупать. Этот аргумент выдвинул в ходе мероприятия известный экономист Михаил Делягин, сославшись на статистику. Он констатировал, что климатические условия благоприятствовали аграриям, но налицо спад темпов роста сельхоз продукции: в 2016 году он был на 4,7%, в этом году — на 1,5%. «Это говорит о недостаточности господдержки», — резюмировал он.
«Не каждый же год делать рекорды! — парировал Директор Департамента регулирования рынков АПК Министерства сельского хозяйства России Анатолий Куценко. — Государство вкладывается в средства защиты растений, обновление техники; один млн гектара сельхозугодий вовлекли в оборот в этом году. Если не будет покупательской способности, мы не можем производить больше, чем потребляем».
Куценко рассказал, что предварительные итоги этого года предприятия отрасли знаменуются показателями роста, есть положительная динамика.
Среди уверенно лидирующих сегментов эксперт назвал мясную группу. Положительная динамика наблюдается и в производстве молока. В этом году будут сохранены или превышены показатели по производству овощей.
Куценко подчеркнул, что цены сельхозтоваров держатся стабильными как на уровне сельхозпроизводителей, так и на уровне потребителей.
«Предпосылок для существенного роста цен нет», — резюмировал и представитель Минсельхоза.
Директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин обрушился на греческую землянику и турецкие помидоры, которые, несмотря на «подспорье» в виде антироссийских санкций, по-прежнему портят картину успеваемости по сбыту продукции отечественным сельхозпроизводителям. Он также посетовал на завышение цен российскими ритейлерами: «Опасности неурожая у нас нет, цена на продовольствие должна падать, но она не падает по одной причине: её держат ритейлеры».
Грудинин подчеркнул, что производство продукции у нас гораздо дешевле, чем стоимость товаров, которые появляются на полке. «Если мы не будем продавать качественную продукцию дешевле, чем конкуренты, мы будем неконкурентоспособны», — заявил он.
«Все правы. Вопрос — о чём мы спорим», — подытожил выступления первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. "Себестоимость нашей продукции формируем не мы. Производители могут повлиять лишь на 25%. А 75% себестоимости диктуют монополисты и наше государство. Российские производители, в отличие от европейских, вынуждены содержать целую инфраструктуру: охранников, дежурных электриков, отсутствие которых при аварийном отключении электроэнергии, к примеру, во время недели новогодних праздников, может привести к гибели всего поголовья скота«.
Лисовский подчеркнул, что оптовая цена на мясо птицы уже три года держится стабильной. «А на полке она подрастает, но мы на это не влияем. На цены в магазине влияет ритейл».
Еще один аспект проблемы — наличие в продаже контрафакта — раскрыла Юлия Мелано, помощник Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), которая за час до мероприятия в «АиФ» провела контрольную проверку одного из супермаркетов, где зафиксировала самое частое, по ее словам, нарушение: подделку сроков годности мясной продукции. «На снижении цен также должна сказаться новая система ветеринарной сертификации», — сказала она.
Замруководителя Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям Оксана Князева продолжила слова коллеги, рассказав о внедрении этой электронной системы. «С 2018 года будет внедрена в законодательство обязательная ветеринарная сертификация. В перспективе, через пару лет себестоимость мясной продукции станет ниже». И опять вопрос вернулся к сетям. «Представители тех торговых сетей, которые поощряют присутствие на своих полках контрабанду, контрафакт, фальсификат, — нам противостоят».
Сергей Лисовский отметил, что электронная база сертификации всегда выгодна только для легальных производителей. Реальная отслеживаемость продукта от поля до прилавка позволит выявлять фальсификат.
Представитель региональных сетей ритейла, директор Союза независимых сетей России (СНСР) Сергей Кузнецов отвечал на упреки собравшихся: «Розница является в большей степени транслятором тех изменений цен от поставщиков, которые есть. Мы видим, как никто другой, что происходит с выручкой, что происходит с товаропотоками, как они переключаются с одного магазина на другой. Если ты повышаешь цены, у тебя покупателей нет на следующий день, — они все переходят в другой магазин. Производители обеспокоены другой проблемой — прибыльности. Колоссальная доля продукции продается со скидками, которые стали инструментом конкуренции. Количество розничных сетей у нас сокращается. Некоторые представители розницы стагнируют, другие выручку теряют, третьи вынуждены просто уходить с рынка», — заключил он.
Артем Белов, исполнительный директор Национального Союза производителей молока («Союзмолоко») посетовал, что производители молока всё больше сталкиваются с падением спроса на качественный белок: покупатели переходят на потребление «молокосодержащих продуктов», где может содержаться до 50% заместителей жиров.
Президент Российского Союза пекарей Валерий Чешинский отметил высокий уровень урожая, подчеркнув, что зерно — это не только мука и хлеб, но через производный комбикорм — также мясо, молочка и прочая продукция. «Тот большой урожай и тот буферный запас, который создается, имеет большое значение как для продовольственной безопасности, так и для всей макроэкономической государственной стабильности и обратился к представителю Минсельхоза с просьбой о пересмотре подходов к выдаче льготных кредитов предприятиям под ставку 3-5%, что помогло бы обеспечить формирование комфортных цен на продовольствие.
Исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко обратился к сенатору Лисовскому с просьбой ускорения принятия Закона об органическом сельском хозяйстве, получив контраргумент собравшихся, что «экологически чистое питание в экологически нечистой стране» может быть лишь хорошим маркетинговым ходом для оправдания завышенной цены перед потребителями. Но с этой точкой зрения не все были согласны, в том числе представитель «Агри Волга» Сергей Ключников, который занимается производством молочно-мясной продукции на базе собственных угодий и кормов.
Сергей Лисовский возразил, что Евросоюз занимается законом об органической продукции более 15 лет, в России же по этой линии продвигаются гораздо быстрее.
Всех примирил фуршет. Гостями на самом высоком уровне были оценены: невероятный чай на сибирских травах и лесных ягодах от компании «Мойчай», обладателя крупной сети чайных клубов в России, а также органические и очень вкусные продукты от «Углече поле». Давний друг нашей редакции Михаил Делягин попробовал угурт, которым угощали Президента страны и премьера и подтвердил их оценку: Уууу, вкуснооо! А свежайшие хлеба и новинка (!) - круассан в 42 слоя вкуснейшего и тончайшего теста из цельнозерновой муки «Твердохлеб» от «Агрохолдинга Тамбовкрахмал», своим пьянящим ароматом просто требовал забыть о диетах.
У этого мероприятия будет продолжение. Сенатор Сергей Лисовский пригласил производителей - участников круглого стола войти в состав рабочей группы по подготовке нового закона об органических продуктах при профильном Комитете Совета Федерации.
Видео прямой трансляции мероприятия:
Сергей Лисовский, Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, и Павел Грудинин, директор ЗАО «Совхоз имени Ленина». Фото: АиФ/ Валерий Христофоров.
Юлия Мелано, помощник Руководителя Россельхознадзора, и Валерий Чешинский, президент Российского Союза пекарей. Фото: АиФ/ Валерий Христофоров
Дегустация после мероприятия. Презентация чая на сибирских травах и лесных ягодах от компании «Мойчай».
Фото: АиФ/ Валерий Христофоров