О войне на Донбассе журналистам «АиФ-Черноземье» рассказал Владимир Александров (имя по его просьбе изменено), в прошлом - обычный житель одного из городов правобережной Украины, где у него осталась семья, госслужащий с военным образованием, а сегодня - замкомандира разведывательно-диверсионной группы ополчения.
«АиФ»: Владимир, что заставило тебя взять в руки оружие?
Владимир Александров: Когда в Славянске во время очередного обстрела убили 6-летнюю девочку, я понял, что нечего больше чего-то ждать, писать сообщения в Интернете. Решил ехать в Новороссию. Уже 2 августа я был в составе диверсионно-разведывательной группы ополчения.
«Обнести стеной»
- Какая идея объединяет ополчение?
- На первом этапе всё было понятно: мы не принимаем госпереворот и бандеризацию страны. Но сейчас, к огромному сожалению, у нас идейный вакуум. Нет чёткого понимания, что такое Новороссия, на каком фундаменте её строить и куда двигаться дальше. ДНР и ЛНР - это хорошо. Но, во-первых, они контролируют пока не больше 40% территории своих областей. Нет однозначного понимания того, за что бороться. Понятно только, что люди хотят жить, уважая традиции дедов, свою мораль. И, когда навязывание Бандеры-героя идёт с помощью артиллерии, это вызывает сильное противодействие. Я считаю: надо идти до Збруча - речки, которая исторически разделяла Украину и бандеровскую клоаку. Обнести резервацию стеной, оставить им уголок живой природы. И пускай живут как хотят.
- Можно ли считать минские договорённости шагом к миру?
- К концу августа мы только «раскочегарились». Впервые ополчение насытилось оружием и боеприпасами, был мощный поток добровольцев. Да, если бы мы вышли на границы Днепропетровской, Харьковской, Херсонской областей, возникла бы необходимость в передышке. Но в тот момент это выглядело как сдача интересов Новороссии. Если в конце августа укры были разгромлены, деморализованы и просто бежали, то сейчас они более или менее восстановили и даже наращивают ударную мощь. Подтянули новую бронетехнику, отмобилизовали очередную порцию «пушечного мяса», подвезли боеприпасы, укрепились на позициях...
Сейчас конфигурация украинских группировок - чисто наступательная. Одна - в районе Дебальцево: я прикидываю, что там планируется удар в сторону Успенки, чтобы рассечь ДНР и ЛНР. Вторая группировка - вокруг Донецка, она будет пытаться отрезать его отсекающим ударом. Но ресурса вести зимнюю войну у Украины нет. Конечно, вероятен вариант, что укры смогут добиться некоторых успехов. Всё-таки их общее превосходство перед ополчением пока составляет примерно семь к трём. Но ведь и вмешательство России не исключено.
«Обида прошла»
Ополчению, конечно, непросто. Это всё-таки не армия с генштабом, тылом, мобилизационным резервом, регулярным подвозом техники, боеприпасов и личного состава. Огромное преимущество армии - единоначалие. Сейчас идёт переход от ополчения к полноценным вооружённым силам, ряды очищаются от людей, которые рассматривают войну как средство личного обогащения. Есть отдельные факты мародёрства. Так, недавно была разоблачена группа, которая действовала по заданию СБУ, чтобы создать негативный имидж ополчения.
- Есть ли обида на позицию России? Ведь у многих ополченцев была надежда на то, что она введёт войска.
- Да, такие ожидания были, думали, что после майского референдума Россия по примеру Крыма присоединит новые территории. Но в силу внешнеполитических условий она не могла действовать решительно. Здесь были и разочарование, и раздражение. Но, когда Россия стала оказывать гуманитарную, дипломатическую помощь, обида прошла. Люди понимают, что Россия поддерживает молодые республики, помогает им встать на ноги.
- Как ты оцениваешь политический режим, который установился в Новороссии после выборов 2 ноября?
- Выборы состоялись, и это главное. Укры могут только злобно шипеть и рассказывать байки про мешок картошки, который давали каждому избирателю. Голосование легитимизирует структуры Донецкой и Луганской республик. Тех ли людей выбрали, покажет время.