От рва Таруты к «Стене» премьера
Каких только стен не видел мир за многие тысячи лет существования человеческой цивилизации! Стена Плача и Великая Китайская стена, Берлинская стена и стена между Израилем и Палестиной...
Новая стена, которая должна пополнить этот список, возникнет на границе между Россией и Украиной. Об этом официально заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
«Мы начинаем проект "Стена" — строительство реальной границы между Украиной и Россией», — объявил политик на заседании Верховной Рады Украины 3 сентября.
В опубликованном на сайте украинского правительства Плане действий «Восстановление Украины» говорится, что строительство инженерных сооружений займёт около полугода и обойдётся в сумму около 100 миллионов евро.
Первым идею строительства стены между Россией и Украиной озвучил украинский олигарх и главный финансовый донор карательных батальонов, воюющих на Донбассе, Игорь Коломойский. Правда, сам Коломойский затем заявил, что на подобные мероприятия у него нет средств.
17 июля о стене говорил и спикер Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко, заявивший, что после прекращения обстрелов приграничных территорий Киев намерен установить бетонный забор на границе с Россией.
Губернатор Донецкой области Сергей Тарута от слов к делу перешёл ещё в марте. Тогда он заявлял, что на границе с Россией силами его брата вырыт ров 4 метра шириной, 2 метра глубиной с двухметровым валом. Губернатор заметил, что он вместе с братом рыл ров на собственные деньги и данное рытьё «стоит больше, чем 50 самолётов».
«Наша граница не на замке, но обеспечена достаточно, чтобы техника свободно не прошла», — утверждал Тарута.
Тяга ко рвам на границе оказалась заразительной. Украинские власти в настоящее время сооружают ров на границе с Приднестровьем. Целью этих работ, которые, по сообщению Госпогранслужбы Украины, ведутся круглосуточно со скоростью 2,5 км в неделю, является «блокирование перемещения тяжёлой техники, в том числе и контрабандных грузов».
Масштабный пиар
Впрочем, на протяжении почти 2000 километров границы между Россией и Украиной планируется создание куда более грандиозной «инсталляции». Будут выкопаны два противотанковых рва — внутренний и внешний, — между ними возведут забор из высокопрочной стали, который «украсят» колючей проволокой под напряжением. Полосу между рвами заминируют, а на охрану стены будут отправлены не только пограничники, но и части Национальной гвардии.
Помимо высокой стоимости, реализации проекта мешает то, что сотни километров российско-украинской границы Киевом не контролируются. Возникает щекотливый вопрос — намерен ли украинский премьер убедить в необходимости строительства стены власти ЛНР и ДНР, или «стена Яценюка» пойдёт по границе бывших Донецкой и Луганской областей, оставив мятежников по ту сторону забора?
К проекту Яценюка скептически отнеслись и на Украине. «Хотел бы я, чтобы Яценюк сам поехал и заложил первый кирпич в эту "Стену" где-то на Донбассе. Конечно, границу укреплять нужно. Но это метафорическое название, которое так же мотивировано пиаровскими целями, как и подготовка законопроекта о невозможности вхождения ни в какие блоки с Россией или снятие поправки о внеблоковости Украины. Это всё связано с избирательной кампанией — Яценюк идёт на выборы. Хотя от него в действительности требуется отчёт по состоянию социальной политики, экономики, платёжному балансу, а не относительно стен», — прокомментировал инициативу премьера порталу Gazeta.ua украинский политолог Владимир Цибулько.
Предвыборным пиаром посчитали проект Яценюка и в России. «Различные планы, которые украинские политики пытаются сейчас озвучить по несколько раз в день, связаны в основном с политической обстановкой и с предстоящими выборами в Верховную Раду. Завтра они предложат возвести саркофаг над Россией — для меня вопли о стене на границе из этого разряда», — приводит НТВ слова депутата Госдумы от КПРФ, члена Комитета по международным делам Леонида Калашникова.
Требуется доктор Фрейд
Надо отметить, что у Арсения Яценюка очень непростые отношения со стенами. В 2009 году, будучи кандидатом в президенты Украины и лидером партии «Фронт перемен», Яценюк заявлял следующее: «Берлинская стена физически упала, а фактически осталась. Она просто перенеслась из Берлина на границу Украина — ЕС. Мы и дальше разделены, и у нас пока нет единой Европы». «Касательно Берлинской стены... она должна быть уничтожена, и исключительно через формирование Большой Европы как континента. Европа не может быть поделена исключительно на тех, кто принят в члены Европейского Союза, и тех, кто не является членами ЕС», — утверждал политик в 2009 году.
В 2013 году Яценюк снова вернулся к любимой теме: «Речь идёт о новой геополитической структуре мира, в которой Россия почему-то решила, что может быть архитектором новой Берлинской стены».
Наконец, в мае 2014 года, уже будучи в кресле премьера, политик заявил: «Перед нами стоят большие вызовы безопасности. И Берлинская стена разрушена, и новая Берлинская стена в Европе никогда не появится».
Не прошло и полугода, как Арсений Яценюк, опровергая самого себя, объявил о возведении стены, которая даст сто очков вперёд Берлинской.
Создаётся впечатление, что по данному вопросу точную экспертную оценку мог бы дать не политолог, а многоуважаемый Зигмунд Фрейд, который, несомненно, объяснил бы, что символизирует непреодолимая тяга премьер-министра Украины к стенам.